Архиепископ Виктор (Пивоваров)
«НАЧАЛО И КОНЕЦ»
Опыт Эсхатологического Богословия

Часть 1.

О НАЧАЛАХ

Глава 3.

ТАЙНА ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ

Священное Писание, будучи сверхъестественным Откровением, часто говорит о вещах не всегда обычных, земных. Особенно это наблюдается при описании начала и конца мира, которые не являются частью человеческой истории. В истории описываются события в хронологическом порядке так, как они происходили, указываются названия, имена и даты. Историк не раскрывает глубинных причин происходящего. Это делает религиозный мыслитель, философ, богослов. Описание начала происхождения мира так же, как и конца его, не является страницей истории, т.к. относится к доисторическим или послеисторическим временам, недоступным научному исследованию. Здесь нельзя держаться буквального понимания, как в историческом повествовании, но нужно видеть таинственные божественные законы и причины, лежащие в основе совершающегося.

Святые Отцы, особенно золотого века богословия – IV-V веков, насколько им это было дано, и насколько они могли это осилить, сделали изъяснение богооткровенного учения. Но оно настолько объёмно и многогранно, что объяснить его целиком в те времена, да и сейчас практически невозможно. Отцам приходилось изобретать новые понятия, а не использовать готовые. Готовым материалом являлся только текст Священного Писания, но и он часто, особенно в описании начала и конца бытия, содержит настолько таинственные образы, что не всегда можно их раскрыть и понять. Даже и теперь людям оказалось не под силу познать тайну начала и конца мира, почему и отсутствует единое истолкование этой тайны, но продолжаются споры и разногласия. На нашем уровне понимания описания начала и конца мира имеют очень большое сходство, как словесное, так и смысловое, ибо являются продолжением одного другим. Так, когда мы читаем о конце мира: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Отк. 21, 1), то невольно обращаем мысль к «прежним» небу и земле, о которых сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). Уже здесь нужно отметить, что как в первом, так и во втором случае, буквальный смысл этих слов искать не приходится, ибо это не эпизоды истории, но раскрытие глубинных тайн бытия.

«В начале сотворил Бог небо и землю».

Что означает «в начале» ? Если вкладывать в эти слова буквальный смысл, то нужно будет задать вопрос: «в начале чего?» Если в начале происхождения мира, то отпадает буквальный смысл слов «небо и землю», т.к. здесь они представлены как бы в готовом виде и охватывают всё сущее. Если при буквальном понимании признать небо покрытием воздушным пространством, или чем-то похожим на какую-то оболочку, то спрашивается: почему оно происходит прежде земли? Должна бы быть сотворенной сначала земля, а потом её покрытие. Ко всему прочему мы видим ещё и указание на сотворение неба-тверди во второй день творения: «И создал Бог твердь. И назвал Бог твердь небом» (Быт. 1, 7.8). И далее непонятно происхождение «воды», когда сказано: «Дух Божий носился над водою». О сотворенности её ничего ещё не говорилось. Следовательно, здесь разумеется иной – не буквальный смысл. Наконец, весь текст первого стиха является как бы вступительным обобщением всего акта творения, эпиграфом.

Слово «в начале» можно понимать как указание на то, что всё кроме Самого Творца имеет своё начало. Об этом гласит множество текстов Писания, к примеру: «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3). Это утверждают и дальнейшие слова: «Сотворил Бог», т.е. причиной всего существующего в тварном мире является только один Бог.

Слово «сотворил» в еврейском тексте обозначено глаголом «бара», что означает творить из ничего, в отличие от «асса» - создавать из чего-либо. Глагол «сотворил» приведен при описании дней творения всего лишь три раза: при сотворении всего существующего, о чем говорится в данном первом стихе, затем при сотворении жизни: рыб, птиц и пресмыкающихся, и, наконец, в момент творения сознательной бессмертной жизни - человека.

«Небо» поставлено впереди «земли», что может означать не покрытие земли, а предшествующее земле и относящееся к тому, что выше земли: и пространственно - космос, и качественно – духовный мир. Далее приведена «земля», как самое последнее по времени творение. Уже по этому стиху можно признать человеческий мир самым молодым по сравнению с другими мирами, про которых неизвестны ни момент, ни образ их творения. В этом первом обобщающем стихе так же можно видеть своеобразный эталон творения не только земного мира, но и иных миров, помеченных словом «небо» и поставленных в один ряд с «землей». Но это всего лишь предположительное допущение.

В слове «в начале» может заключаться не только смысл начала всего, но ещё и предшествующее этому началу сотворение времени и, связанного с ним, пространства. Тайна времени относится к непостижимым явлениям, особенно при сопоставлении его с вечностью, в котором прошлое, настоящее и будущее сливается как бы в фокус. Творец же времени вечный Бог, сотворивший всё. Об этом сказано: «Веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11, 3). Здесь, как видим, всё сотворенное связано происхождением во времени.

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2).

«В начале» вместе со временем творится не только пространство, но и первичное вещество, которое ещё нельзя назвать в полном смысле землёй – материей. Слово «земля» в данном стихе означает не планету, а именно протовещество, даже не материю – ещё только зарождающуюся землю. В другом месте при изгнании Адама и Евы из рая сказано: «Проклята земля за тебя» (Быт. 3, 17). Здесь разумеется не одна наша планета, но и все стихии связанные с ней, т.е. уже вся материя.

Первичная материя «безвидна и пуста, и тьма над бездной». Это ещё не вещество, хотя бы на полевом или атомарном уровне, а ближе подходит под понятие «свет», «излучение». Но что это такое? Некоторые ученые называют это состояние материи «физическим невозбужденным вакуумом» или «теневым веществом». Возможно, в будущем наука сделает более определенное описание этого состояния.

«Дух Божий носился над водою». И ещё новое приблизительное определение этого непонятного состояния первичной материи: «над водою». Дух Божий «носился» явно не без цели: Он, видимо, Своим «движением» как бы приводил в движение мертвую, инертную стихию. Святые берут ещё иное значение слова «носился»: покрывал Собой, как наседка яйца, согревая и оживотворяя их. В любом случае нужно признать: Бог Духом Своим производил воздействие на эту протоматерию. В этом видится указание на неспешность творческих действий, а не на моментальность их, как считают креационисты. Если и есть слова, на которые они любят ссылаться: «Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились» (Пс. 148, 5), то это говорит не о моментальности творения, но о Всемогуществе Божием, о том, что Он творил из ничего и без какой-либо посредствующей силы, а единственно своей волей.

1). «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1, 3).

Первый день творения. Если верить креационистам, то становится непонятным, на что можно было тратить целый день, тем более, если под словом «свет» понимать что-то в виде эфира, сотворенного на три дня и потом убранного за ненадобностью. Ведь в четвертый день сотворены уже постоянные светила. По всем же делам Божиим видно, что Бог творит только действительно нужное. Всё сотворенное в каждый день является основополагающим элементом тварного бытия не на дни, но до явления нового неба и новой земли. Так и в первый день творилось что-то очень важное в мироздании, после чего следует одобрение Божие: «И увидел Бог свет, что он хорош». Определение Божие: «он хорош», говорит о полезности сотворенного в деле дальнейшего домостроительства. Похоже, создание света такое же грандиозное всекосмическое явление, как создание всех звёзд, солнца и луны, если не большее, т.к. творились они, видимо, из этого света.

Для того, чтоб творить мир необходимо создавать материал для этого; первозданную праматерию нужно было превратить в настоящую материю, состоящую из материальных частиц – атомов. Но что такое есть атомы и составляющие их частицы, из которых в свою очередь состоит вся материя? Это частицы «света», имеющие энергию и движущиеся со скоростью в триста тысяч километров (или около того) в секунду. И действительно этот «свет» хорош, ибо без этого элемента тварного бытия, без этой основной энергии не может быть ничего материального. На вид для стороннего зрителя эта световая энергия, можно сказать, тоже безвидна и пуста. Однако и о видимом свете нужно сказать, что это опять же электромагнитные колебания в доступном для нашего восприятия диапазоне волн. Слова, сказанные о «тьме», имеют смысл восприятия света человеком в будущем. Тьма есть ничто иное, как отсутствие света, удаленность или сокрытие от его источника – тень. В первый же день не было ни зрителя, для которого он предназначался, ни теневых сторон, для произведения тьмы. Свет-материя пока разливался равномерно по вселенной, или в отдельной части его на атомарном полевом уровне. Далее эта материя приспособительно к нашему пониманию названа опять «водой», хотя и отличной от прежней «воды» ; праматерии. Теперь астрономы наблюдают в некоторых местах водородные скопления, по составу родственные с настоящей водой.

Теперь требовался новый творческий акт Божий для провозглашения нового закона бытия.

2). «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, да отделяет она воду от воды» (Быт. 1, 6).

В этом стихе даже не упоминается о земле как о планете, так как её ещё нет. И потому повеление Творца отделить воду от воды твердью указывает не на разделение по вертикали, верх – низ, а на разделение по горизонтали в одну и другую сторону, т.е. просто на части. Одна из этих частей затем определяется на роль колыбели будущей цивилизации, о которой в дальнейшем проявляется повышенная забота Творца. Водой на атомарном уровне эта вновь созданная материя названа потому, что иного названия, видимо, на древнееврейском языке не находилось. Этим словом одинаково обозначена как протоматерия, предшествовавшая дням творения, так и материя на полевом уровне (названная также светом), которую надлежало распределить на части «твердью», а также и материя, уже сгустившаяся в космические объекты.

«И создал Бог твердь, и отделил воду, которая над твердью от воды, которая под твердью. И стало так» ( 1, 7).

Теперь уже есть часть «воды», получившая задание быть землёй, и отныне распределение воды–материи, формирующейся в сложные элементы и материалы, происходит по вертикали: вода под твердью – материя планеты, а над твердью - та, что наполняет космос.

Достаточно долго под словом «твердь» разумели какое-либо покрытие земли, но по мере развития естествознания от такого истолкования пришлось отказаться: никакого покрытия в его прежнем понимании нет, разве что за них принять плотные слои атмосферы, защищающие землю от вторжения мелких метеоритов – воды над твердью. Но атмосфера явление производное, создавшееся за счет действия настоящей тверди-гравитации, всемирного тяготения, которое относится к фундаментальным силам, является вторым после света законом тварного бытия. Вся небесная механика основана на гравитации: она удерживает все миры в замечательном единстве. Всё находящееся на земле и даже это покрытие улетучилось бы в космос при исчезновении гравитации. Все материальные миры и устроены и содержатся Богом посредством гравитации – подлинной тверди. В таком случае старая «твердь», как бы её не представляли - твердым или газообразным покрытием, может удерживаться только этой настоящей твердью – гравитацией.

Астрономы теперь с помощью мощных телескопов обнаруживают во вселенной скопления водородных «облаков», внутри которых создаются сгустки – будущие галактики и звёзды. Их насчитывается около восьмидесяти. Но это «теперь» только для нашего восприятия, а в действительности о них принёс нам известие свет, долетевший до нас через сотни миллионов лет.

«И назвал Бог твердь небом» - явлением совершенно для нас непостижимым, как и ангельские миры, отделенные от нас иными измерениями, и как космос, наполненный материальными мирами, но недоступный нашему исследованию по причине удалённости от нас на космические расстояния.

3). «Да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морем» ( 1, 9).

Началось благоустройство дома человечеству. Однако по причине сверхкраткости повествования здесь, кажется, упущено всё, связанное с превращением этого сгустка «воды под твердью» в твёрдую материю - в настоящую планету. Не ясно, какой она образ имела и какой состав. Была ли земля газообразной, а потом сгущалась до современного состояния? Возможно, она имела переходную стадию в виде расплавленного сгустка, а затем миллиард лет остывала, покрываясь всё большей коркой. В этом же стихе Бытия она явлена как твердое тело, покрытое слоем воды. Оставалось собрать воду с поверхности в особые опустившиеся для этого места, и таким образом явилась суша и моря.

Однако пробел в рассказе о образовании планеты несколько восполнен сказанием преп. Нила Мироточивого, некогда Афонского монаха, а потом – вестника с неба, явившегося спустя двести с лишним лет после своей кончины. Обрисовывая состояние жизни при антихристе, он обмолвливается и о первичном состоянии морей: «Тогда Бог повелит морю восприять прежде свойственную ему горячесть, которую оно раньше имело, чтобы не переходили бы для переселений с места на место. И когда воссядет антихрист на проклятом троне своем, тогда море вскипит так, как кипит вода в котле» (Посмерт. Вещан. Нила Мироточив. Афон, 1912 г. стр. 85).

Уже, исходя из этого, можно согласиться с мнением современной науки, что земля в начале была расплавленным телом, потом миллионы лет остывала, и даже моря позднее всё ещё имели высокую температуру. Теперь наука геология открывает нам тайны формирования нашей планеты. Хотя бы посмотреть на эти горы. По расположению пластов хорошо видно, что они не созданы такими, но образовались в результате великих подвижек материков. В начале расплавленная магма покрывалась коркой, которая постепенно остывала и трескалась под воздействием расплавленной внутренности планеты. Из газовых выбросов через эти трещины создавалась атмосфера. Из неё проливались дожди, которые затем опять испарялись, всё больше остужая поверхность земли. По мере же остывания и деформации этой поверхности создавались низины, которые после заполнялись водой, поступавшей из атмосферы через дожди. И на такое формирование планеты требовались никак не часы, как считают креационисты.

Однако, третий день творения делится на два периода, и приведенное выше относится к первой половине «дня», после чего приведены как бы разделяющие на две половины слова: «И увидел Бог, что это хорошо», т.е. сделано нужное для дальнейших творческих актов. Это повторено и после второй половины «дня».

Во вторую половину третьего дня по велению Божию, земля уже произращает растения. Но спрашивается: как же это совместить, если признавать дни творения за земные сутки? Особенно противоречат этому слова преп. Нила Мироточивого, которым приходится верить: он в другом месте своего Вещания указал точно дату падения православной власти в России, установления власти богоборческой, а потом ухода и её. Так спрашивается: разве может утром созданная планета в течение несколько часов быть остуженной до способности образовать моря? И потом эти горячие моря могли ли своим паром не повредить только что сотворенным растениям, а на завтра принять жизнь в свои недра? Всё это может быть произведено всемогуществом Божиим, но спрашивается: кому нужна такая спешка? Если бы это производил не всесовершенный Бог, а честолюбивый человек, то мог бы так и спешить, чтоб удивить мир. Богу спешить незачем – Он вечен. К тому же, не было никакой нужды в спешке создавать море горячим, если верить преп. Нилу Мироточивому, и на завтра заполнять его жизнью. Уже из этого видно, что признавать дни творения за земные сутки просто абсурд.

«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так» (1, 11).

Мы, не будучи приучены к языку Священного Писания, склонны видеть во всех этих словах мгновенное совершение событий: землю, моментально покрывшуюся деревьями и травой. На самом деле в этот довольно продолжительный период положено начало произращения растительности, сначала простейшей в виде сине-зеленых водорослей, мхов и лишайников, названные словом «зелень», а уже в созданной ими среде, почвы и, по мере дальнейшего остывания планеты, более сложной растительности, сеющей семя. Однако растительность творится с заданной Творцом программой: сеять семя по роду своему, заполнять растительной жизнью землю.

Некогда свящ. Тимофей Алфёров, отстаивая свою креационистскую точку зрения, написал на страницах «Православной Руси», что смерти до грехопадения Адама не было и в животном мире. Он даже заявил: «Пусть мне кто-то укажет место в Писании, где написано, что была смерть до греха Адама». И нашелся такой батюшка, который указал, где написано; «И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию её». Зачем дана способность сеять семя, если земля заполнена новосотворенной флорой навечно? А ведь и животным и птицам, да и человеку изначально дана такая способность сеять семя для размножения, для восполнения популяции. И всё это давалось, конечно же, до грехопадения прародителей. Или по воззрению креационистов пришлось всё вновь пересотворить после? В таком случае об этом бы было сказано.

Также надо обратить внимание на последовательность перечисленных видов растительности: зелень, трава, дерево плодовитое. Создание начинается не с более совершенных видов, а с менее совершенных, идет от простейших к более сложным, что говорит о постепенности творения. Это происходит на протяжении большого времени.

4). «И сказал Бог, да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так» (1, 14-15).

И опять вопросы: почему светила создаются после земли и даже после растительности на ней? Как же могла произрасти трава в кромешной тьме, если не было даже звёзд? Надо сразу сказать: и звезды, и солнце и луна уже были, но они не были светилами, предназначенными «для освещения земли и для отделения дня от ночи». До полного остывания земной коры водяные пары, из которых впоследствии составились океаны и моря, находились в воздухе и покрывали землю настолько плотным туманом, что едва ли солнце, луну и звезды можно было лицезреть как светила. Однако растительность под этой «пленкой» при изобилии влаги и тепла уже могла произрастать.

К тому же здесь наблюдается явная очередность творения по степени важности. Сначала упоминается о колыбели будущей цивилизации, а потом уже об отопительных приборах.

Также нужно обратить внимание на то, что солнце и луна названы Моисеем великими светилами в отличие от малых – звёзд. Однако в действительности солнце и тем более луна куда как уступают звездам по величине. Поэтому величина здесь считается по степени светимости на землю и полезности для земной жизни. Надо ещё помнить, что многие места в Писании излагаются со снисхождением к человеческой ограниченности. Так даже Сам Спаситель, говоря о заповеди Моисея по поводу разрешения разводиться с женами, сказал: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими» (Мф. 18,8). И в другом случае: «Если я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Ин. 3, 12). Слова «не верите» здесь имеют смысл «не способность вместить».

Также сообразно с ограниченностью человеческих понятий написано: «И произвела земля зелень, траву…». Много бы произвела земля, если бы Богом сначала не была бы подготовлена необходимая для этого среда, если бы не было Им помещено туда семени, зародыша? И о светилах сказано: «И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю» (1, 17). Это звучит так, как будто их Бог прилепил к тверди-шатру. Но иначе человек не в силах понять ни того, что такое твердь, ни того, чем являются звёзды. Если людям времён Авраама открыли бы всю сложность и непостижимую таинственность космоса, то можно не повредились бы от этого их умственные и душевные силы? По этой же причине не говорится и о продолжительности дней творения, что это периоды в миллионы и миллиарды лет. Это снисхождение к человеческой ограниченности наблюдается во многих местах библейского повествования о великой тайне мироздания.

5). «И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую, и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной. И стало так. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её» (1, 20-21).

И опять, как и в случае произращении травы, Бог призывает в содействие своему творческому акту ранее подготовленную среду и установленные законы природы. Фактически вода не могла произвести душу живую, но должна принять и содержать её. Это ещё раз напоминает нам о том, что Бог творил всё постепенно, а не мгновенно, иначе бы вместо слова «произведёт» постоянно повторялось бы слово «создал». Бог призывает ранее созданную среду к содействию только потому, что она должна постепенно доканчивать начатое Богом.

То, что Творцом жизни является Бог, а не вода, ясно из слов: «и сотворил Бог рыб больших…». Здесь в первую очередь надо обратить внимание на слово «сотворил» - опять еврейский глагол «бара» - творить из ничего. В других местах, как уже говорилось, употреблено слово «создать» - еврейское «асса», которое имеет смысл создавать из чего-то готового. Слово «сотворил» в днях творения употреблено только в трёх случаях: в первом стихе при всеобщем творении, в этом 21 стихе – по поводу сотворения биологической жизни – «души живой» и в 26 стихе при творении сознательной бессмертной жизни – человека. Во всех трёх случаях это слово употреблено совершенно сознательно и говорит о глубокой тайне творения, которую современная наука не только не в состоянии понять, но даже найти путей к её пониманию. Происхождение материи и вселенной остается научной загадкой до сего дня. Имеет ли Вселенная в своем развитии цикличность разбегания и сжатия? Или она произошла от сверхвзрыва «первородного атома» и обречена на рассеивание и тепловую смерть? Есть и чистые фантазии о том, что существует Метагалактика, в которой наша Галактика несётся в хороводе с другими мирами вокруг какого-то метацентра. Состав материи также остаётся непостижимым. Атом расщеплять уже дальше некуда, однако исходные «элементарные частицы» так и не обнаружены.

Равным образом и происхождение жизни на земле - неразрешимый для науки вопрос. Те учёные, которые в недалёком прошлом увлеклись материалистическим безумием, были обязаны в первую очередь ответить на вопрос: откуда взялась первая живая клетка, от которой, по их трактовке, началось развитие живых организмов? Некоторые стали утверждать: из космоса. Но тогда вставал другой вопрос: а как она образовалась там? Другие стали доказывать, что в процессе формирования планеты, в результате брожения аминокислот и белков случайно создалась жизнеспособная клетка и ожила. Однако расчеты показали, что это столь же вероятно, как если бы мы выбросили на конвейер части цветного телевизора и стали бы их трясти, авось может, соберётся сам. Это гипотезу надо признать безумием: клетка из 48 хромосом и нескольких тысяч наследственных генов собраться сама собой никак не может. Однако особо твердолобые атеисты продолжают доказывать, что природа имеет способность к самозарождению жизни, хотя теперь уже доказано, что без зародыша ничто не может родиться само. Но признать Творца всяческих таким людям явно мешает сам сатана, живущий в них из-за их неверия и препятствующий им дать единственно возможный ответ: жизнь сотворена Богом из ничего.

Третий случай употребления слова «сотворил» также стал на пути науки непреодолимым барьером. Каким образом создалась сознательная, а как уже самими учеными теперь доказано, и бессмертная жизнь? Все попытки «научного» объяснения этого явления оказались безрезультатными.

В остальных случаях при описании создания тварей или существ употребляется слово «создал». Исключением является сотворение света, так как это было продолжением творения праматерии и далее – материи из ничего, относящейся к первому акту: «В начале сотворил Бог…».

6). «И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их» (1, 24-25).

Наверное самое удивительное, что глагол «асса» употреблён в случае призывания к жизни теплокровных животных современного вида. Это сильное доказательство в пользу того, что животные были созданы Богом через видоизменение тех пресмыкающихся, которые были сотворены в пятый день творения. Креационистский подход, говорящий о моментальном творении, отпадает, иначе бы в тексте стоял глагол «бара», указывающий на моментальное произведение животных из того же «материала», что и ящеры. В пятый день была впервые сотворена жизнь, а в шестой – она была всего лишь видоизменена, подобно будущему изменению при всеобщем воскресении. Как это производилось, мы знать не можем. Одно ясно, что при создании животных не творилась вновь материи, но использовалась уже готовая, живая. На очереди человек.

«И сказал Бог : сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (1, 26-27).

Примечательно то, что по причине особой важности этого творческого акта происходит как бы совет Лиц Святой Троицы: «Сотворим человека». Слово «сотворил» приведено здесь несколько раз явно для заострения внимания на новом важнейшем акте: сотворения богоподобной, сознательной и бессмертной сущности. Богоподобие здесь поименовано образом и подобием Божиим. Как уже говорилось выше, образ Божий в человеке есть наличие всех святых качеств, присущих Богу и полученных в акте сотворенности. Подобие же есть не полный образ, и отличается от него не качественно, а как бы объёмно: Бог во всех отношениях беспределен, человек же даже при обладании теми же святыми качествами есть самое ограниченное из всех бессмертных существ. Но человек обладает изменчивым естеством и по любви Божией это изменение направлено на восхождение от худшего к лучшему, от несовершенного к совершенному. Однако для этого нужен образец для подражания, идеал, каким и является Сам Бог. Это и есть подобие – неполное сходство или незаконченный в полноте образ.

Св. Григорий Нисский говорит по этому поводу: «Итак, поелику образ во всем носит на себе черты первообразной красоты, то если бы не имел в чем-либо различия, был бы уже, конечно, не подобием, но казался бы по всему тем же самим, во всем не отличным. Посему, какое же различие усматриваем между самим Божеством и уподабливаемым Божеству? То, что божество не создано, а подобие произведено творением. А различие такового свойства сопровождалось опять различием других свойств. Ибо всеми непременно признается, что естество несотворенное непременно и всегда таково же; естество же тварное не может пребывать без изменения» (Григорий Нисский. Человек есть Образ Божий, М. 1995 г).

Итак, человек в акте творения получил высшую честь быть образом Божиим. В связи с этим он сразу же наделен и властью, подобной Божеской: «И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (1, 26). Владычество человека здесь разумеется, согласно с Писанием, не насильственное, но жертвенное, сострадательное в подражание любви Божией. Непонимание этого и пренебрежение этим, по-видимому, и привело ко грехопадению первых людей.

В дополнение к сотворению человека сказано: «Мужчину и женщину сотворил их».

На этом шестидневный акт творения как бы заканчивается. Однако здесь чувствуется недостаточность описания акта сотворения человека. Во второй главе книги Бытия бытописатель возвращается ко творению человека и поясняет, как творческий акт распадается на два действия: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни; и стал человек душою живою» (2, 7). «Создал … из праха земного» означает создание из уже готового материала, подобно тому, как созданы были животные. Творческий же акт, отмеченный в первой главе глаголом «бара», здесь выражен словами «вдунул в лицо его дыхание жизни». В этих двух словах - «дыхание жизни» - в отличие от дыхания всякой плоти, имеется и духовный смысл. В них содержится указание на бессмертие, разумность и все остальные качества, присущие Богу. Это и есть творение по образу и подобию Божию. К тому же чрез это вдуновение человек становится причастником Божественной жизни, он через это призван быть чадом Божиим. С этим согласны все.

Однако этот первый акт создания телесного человека постоянно вызывал и вызывает разногласия. Одни в силу своей ограниченности всё понимают буквально и считают, что Бог взял кусок земли, вдунул в него «дыхание жизни» и через что получился человек. Другие смогли несколько отойти от грубой материализации Бога, считая этот творческий акт чем-то похожим на создание животных, т.е. создаётся вначале живое тело, а потом наделяется сознанием. Однако эти истолкователи, будучи сторонниками теории моментального творения, ничем не отличаются от первых, уподабливающих Бога человеку. Третье объяснение говорит о создании телесного человека через постепенное его взращивание из поколения в поколение в образе животного, потом избрание одного индивида на роль будущего человека и, наконец, вдуновение в него дыхания жизни. Именно так позднее подготавливалось и рождение Богородицы, предназначенной для воплощения Сына Божия и ставшей Его матерью через наитие Святаго Духа.

Для лучшего уяснения сказанного можно рассмотреть мнение наших последних святых. Свят. Феофан Затворник говорит: «Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерка или живое тело? Оно было живое тело, было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него Дух Свой, и из животного стал человек – Ангел в образе человека» (Г. Флоровский, Пути русского богословия. 1983, стр. 400). Встает, однако, один вопрос: сколько времени и каким образом Бог создавал эту живую персть земли? Ведь если по-креационистски считать, что этот акт был произведен за несколько часов шестого дня, то это будет опять же леплением «глиняной тетёрки». Подобное же мнение высказывает другой святой – преп. Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым о Благодати: «Многие толкуют, что когда в Библии говорится: «Вдунул Бог дыхание жизни в лицо Адама первозданного и созданного Им от персти земной»; что будто бы это значило, что в Адаме не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная от персти земной. Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка святой апостол Павел утверждает: «Да будет всесовершенен ваш дух, душа и плоть в Пришествие Господа нашего Иисуса Христа. И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям» («Всемирный светильник преп. Серафим Саровский»). Хотелось бы только знать, сколько времени Адам был «действующим животным»: часы или он пребывал в стаде человекоподобных животных не одну тысячу лет после создания пресмыкающихся в начале шестого «дня». И если он был избран и взят из стада человекоподобных животных, и одухотворён, то этот акт был высшим творческим, мгновенно изменившим его не только внутренне, но и внешне. Такое же изменение должно произойти и при всеобщем воскресении из мертвых. Так что напрасно теперь ученые ищут недостающее звено в преемственности от неандертальца к человеку мыслящему.


Скопировать ссылку