Рассылка


Если вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите на клавиатуре Ctrl+Enter

Календарь

Сегодня Завтра

Комментарии

Священномученик Иоанн Восторгов

ВЕЧНАЯ ПОБЕДА ВЕРЫ
(Слово в день святого апостола Иоанна Богослова)

Сия есть победа, победившая мир, — вера наша (1 Иоан. V, 4).

Святой апостол Иоанн Богослов

Святой апостол Иоанн Богослов

Это слова св. апостола Иоанна, — глубокие вековечные слова! Остановимся на них сегодня вниманием и ради их глубокого смысла, и ради применения к переживаемому времени, и ради памяти св. апостола, изрекшего их Духом Божиим.

В храме, посвященном его имени, они особенно знаменательны.

Когда были сказаны эти слова? Они были сказаны в то время, когда христиане переживали дни гонений и преследований, когда одно название христианина уже грозило пытками и смертью, когда новорожденная Церковь Христова крестилась огненным крещением, а мир, в котором жили и действовали апостолы, переживал глубокий перелом, весь охваченный борьбою старых начал издыхавшего язычества с новыми началами небесного благовестия Христова. Тяжелые то были дни и тяжело вспоминать о них! Кровь христиан лилась рекою, их жизнь и смерть были омрачены всеобщим презрением, отравлены клеветою и преследованиями. Мир, о котором говорит апостол в приведенном изречении, — подразумевая под этим словом все враждебное, во зле лежащее (1 Иоан. V, 19), противоположное святым и чистым заветам Царства Божия на земле, — этот мир всеми своими силами обрушился на христианство: императоры и правители истязали христиан судебными преследованиями, мечом воинов, ограничительными законами и кровавыми карами; поэты и ученые и устно и в письменных произведениях высмеивали христианское учение, а все это вместе взятое разжигало народ, руководимый жрецами отживающей религии, разжигало дикую толпу, всегда склонную к легковерию и жестокости; эта толпа измышляла, принимала на веру и распространяла самые нелепые клеветы на христиан, влекла их на судилища, бросала в цирки и театры на позор, на съедение зверям, на издевательства палачей и тюремщиков, на все виды казни. Несчастные в жизни и несчастные в смерти, — так говорили о христианах язычники.

Но не здесь было главное препятствие для христианства, для дела благовестия апостольского. Главное препятствие лежало в глубине самого духа человеческого, в его греховности, в его склонности ко злу, в его бессилии подняться к свету и правде. Как поднять общество, погрязшее в грехе и пороке? Как пересоздать его? Как среди привычного себялюбия, жестокости, грубой чувственности, среди царящего рабства, насилия и бесправия заговорить об узком пути царства Божия, о чистоте, великодушии, любви, самоотречении? Как в обществе, где великодушие считалось слабодушием, а милосердие — глупостью, проповедовать о христианском смирении, о любви и жалости к меньшим братьям? Как проповедовать, например, что блаженнее давать, чем принимать, когда это означало упразднение всего строя жизни, ниспровержение всех ее веками освященных основ, за которыми следовало разрушение тысячи видов благосостояния, установившихся положений жизни и проч. Вот где была трудность благовестия Христова, и естественно, что «мир» встретил его враждебно и ополчился против него ожесточенно.

И все-таки мир этот был побежден. Силу, которая совершила победу, и указывает св. апостол: Сия есть победа, победившая мир, — вера наша. И до Христа человечество знало эту силу, потому что она прирождена существу человека, но несомненно, только Спаситель показал, как велика эта сила и что она может сделать; в этом смысле Он как бы воссоздал и открыл ее в человеке. Кто хочет убедиться в этом, тот пусть прочитает или прослушает только одну страницу Евангелия.

И воистину, святая вера явилась христианским всеоружием. В личной жизни христиан она дала им необычайную ясность духа, твердость исповедания и жизненного оправдания и исполнения Христова евангелия, породила сонмы мучеников, украсила для них радостью мучительные часы пыток, облегчила, даже облаженствовала самый час смертный. Чтобы идти на пытки, на костры, на мучения и смерть не только твердо и спокойно, но с радостью, для этого нужно было иметь силу нездешнего мира; ее давала вера. В жизни же Церкви, в ее бескровной борьбе с налегавшею тьмою язычества, с языческими тлетворными и греховными началами, вера наша, действительно, явила чудеса победы! Она дала силы бессильным, она украсила человечество великим сонмом святых, она пересоздала людские отношения; не прошло полных трех веков со дня ее проповедания в мире, как гордый мир склонился пред нею; от хижин рабов, от подонков общества, от всего худородного и немощного, где на первых порах и нашло себе последователей евангелие, она проникла во двор кесарей, воссела на их престолах и в знамени креста Господня осенила, возвеличила и осмыслила венцы и скипетры державных царей. И много-много в течение последующих веков св. вера наша явила знамений победы. Не раз людские сердца, охваченные отчаянием, томились пустотою и были близки к погибели; не раз общества человеческие переживали времена разложения и падения, — и всякий раз, если они не забывали веры, то и отдельные лица и целые общества в ней одной находили спасающее начало, возрождались, очищались, становились способными к новой жизни.

Что сказать о переживаемом нами времени? Жизнь личная каждого из нас никогда не свободна от горестей, слабостей, падений, не свободна от гнетущего чувства уныния, туманом застилающего душевный мир, когда руки опускаются пред жизнью и деятельностью и сердце охватывает гнетущее отчаяние.

Что сказать о жизни общественной? Она усложнилась до чрезвычайности, она вызывает на печальные размышления. Кажется, что и мы переживаем глубокий перелом. Произошли коренные перемены в отношениях сословных, резко до неузнаваемости изменяются материальные условия жизни; неспокойно стало кругом, многое замутилось; новые учения, противные евангелию, проповедуются громко и открыто, новые понятия вторгаются в умы людей и широко распространяются в мире. Всмотришься, вдумаешься в них, и видишь: ведь это старые знакомцы! Это «належащая мгла языков», о которой упоминается в сегодняшней церковной песни в честь апостола; это языческие начала жизни, не издохшие окончательно даже чрез двадцать веков христианства. Они приняли только иной облик, приспособились к времени, получили только иное название, а по существу остались неизменными. Эта анархия, революция, социал-демократия, о которых не хочется даже упоминать в этом священном месте; эти бунты и попытки насильно сделать общими имущества имущих; эти тайные и явные убийства, возводимые в геройство; это господство капитала и золотого тельца; это учение о необходимости стать вне, по ту сторону добра и зла и сделаться сверхчеловеком, как ныне принято выражаться; эти насмешки над жалостью и милосердием и преклонение пред наглою силою и дерзостью зла, преступления и чувственности, что мы видим и читаем у современных модных писателей, нередко и открыто проповедующих о «воскресших богах древности», — все это не иное что, как отродившееся язычество, однажды уже показавшее, что оно не в силах благоустроить жизнь людей; все это законы жизни животной, а не людской. По плодам их узнаете их (Матф. V, 16). Посмотрите на эти плоды в современной жизни: вас поразит разлив преступлений, диких, ужасающих, непонятных по жестокости; вас испугает принижение нравственного чувства, при общем возвышении рассудочных знаний, при умножении школ всякого рода; вас изумит наблюдаемое духовное одичание современного человечества, при всех видимых успехах его внешней жизни.

Падать ли духом и предаваться ли отчаянию при виде всего этого? В день памяти апостола перенесемся ко времени апостолов. Ведь они и наши учители. Выслушаем все их бодрящий призыв и заветный урок: сия есть победа, победившая мир, — вера наша. Что бы ни случилось в нашей личной жизни, как бы ни было тяжко кругом нас в жизни общественной и государственной: будем хранить веру в Бога, веру в Его Промысл, ведущий людей к совершенству и счастью, веру в созидательную и животворную силу Христова благовестия. Как бы ни была темна налегающая мгла язычества, — но, света, даже и самого незначительного, она не задавит, и свет этот из искорки всегда может разгореться в яркое пламя при благоприятных условиях! А условия благоприятные — наша твердость в вере и ее жизненном осуществлении. В день памяти апостола, при виде этого сонма чтущих его христиан, его учеников и последователей, в этом молитвенном собрании да будет на устах и в сердцах наших и молитва апостольская: Господи, умножь в нас веру! (Лук. XVII, 5). Ибо знаем мы н исповедуем: победа, побеждающая мир, во зле лежащий, есть вера наша! Аминь.


Комментарии  

 
#1 Евгений 08.10.2011 20:57
Думаю, что если сейчас попустить современным нео-язычникам на Руси (всяким ведистам, инглингам и т.д.), то очень скоро возникнут и гонения на христиан.
Я несколько дней назад задумался, что вот в начале 20 века была большевицкая чума. А в начале 21 века на Руси началась чума нео-язычества.
Ведь современные нео-язычники маскируются под патриотов, проводят прямо какую-то пропаганду против христианства.
Ещё мне иногда кажется, что кто-то в РПЦ МП целенаправленно ведёт работу, чтобы опозорить христианство (ведь многие на Руси думают, что в РПЦ МП настоящее христианство), чем и пользуются современные нео-язычники.
Цитировать
 
 
#2 Александр 09.10.2011 17:58
Цитирую Евгений:

Ещё мне иногда кажется, что кто-то в РПЦ МП целенаправленно ведёт работу, чтобы опозорить христианство (ведь многие на Руси думают, что в РПЦ МП настоящее христианство), чем и пользуются современные нео-язычники.


Этим пользуются еретики всех мастей. Это очевидно.
Но где же вразумление среди достойных в МП. Ведь нельзя же закрывать глаза на то, как их же собственными руками убивается вера во Христа. Молчаливое соучастие в этом опорочивании и бесконечное оправдывание будто бы и есть защита веры, думают они. Или быть может это иудинское отчаяние всё крепче затягивающее верёвку на шее?

А ведь сколько честных и искренних людей именно из-за разложения МП даже из любопытства не берут в руки Евангелия, а вот какую-нибудь саентологию находят полезной и не упустят вспомнить, что в эту чушь верят голливудские звёзды - современные образы современных героев.

Невероятное ослепление!

Александр. С-Петербургъ.
Цитировать
 
 
#3 николай 10.10.2011 09:26
Но где же вразумление среди достойных в МП. Ведь нельзя же закрывать глаза на то, как их же собственными руками убивается вера во Христа.

Александр. С-Петербургъ.

мп-это церковь апостола иуды искариота по принципу всё за 30 серебряников. и это цена их "достоинства".
николай. ставрополь
Цитировать
 
 
#4 Евгений 10.10.2011 18:34
Александр, я думаю, что многие являются прихожанами РПЦ МП по неведению. Где узнавать это они не догадываются. Об этом не говорят по телевизору и не пишут в газетах. Кое-кто удерживает их в неведении. Просто ходят в ближайший храм, да и всё.
Цитировать
 
 
#5 Александр 10.10.2011 23:39
Евгений, Вы верно подметили:
Цитата:
Просто ходят в ближайший храм, да и всё.
Так можно сказать о походе в кинотеатр. Пошел да и всё. Сходил посмотрел, посмеялся или поплакал.
Вернулся и через пару дней забыл о чём был фильм.
Но ведь внутреннее движение человека в этой ситуации единственное, что у него остаётся для своего спасения.
А получается, что он сам ходит в храм как в кинотеатр (к примеру).

С кинотеатром и то наверное бывает лучше.
Покупаешь билет долго отстояв в очереди и выбрав любимое место.
Потом долгое ожидание премьеры.
И наконец в долгожданный день замирание сердца, когда гаснет свет...

Разве можно оправдаться своим собственным нерадением?

Александр. С-Петербургъ.
Цитировать
 
 
#6 николай 11.10.2011 09:10
Глава Русской православной церкви патриарх Кирилл признался в телеинтервью, что он одинок, у него нет друзей, а «все силы уходят на то, чтобы быть пастырем для всех».
Подробнее: news.mail.ru/society/7032813/
«Одиночество — это то, что реально до конца дней будет сопутствовать мне как патриарху, оно сопутствовало и всем моим предшественникам», — сказал патриарх в понедельник в эфире телеканала «Россия-24».


Вот он и сам признаёт что он без Бога и без благодати.
самый верный признак атеиста это-одиночество.
Цитировать
 
 
#7 Евгений 11.10.2011 21:35
Александр, я думаю, что и в храмы настоящей Церкви не все ходят осознанно.
Да и многие из тех, кто является прихожанином РПЦ МП, скорее всего думают больше о душевном, чем о духовном.
Чтобы выйти из состояния неведения, это надо, видимо, задуматься что есть Истина. Состояние неведения - это, наверное, когда человек даже не соображает спросить или прочитать то, ему полезно. У кого-то на выход из этого состояния уходят годы. Кое-кто, видимо, удерживает или одерживает человека, чтобы он не вышел из состояния неведения...
Как я думаю, большинство людей сегодня - приспособленцы, так как научены "быть как все", как "все нормальные люди". Поэтому и прихожан в РПЦ МП много.
Может быть, нужно дать таким людям прямо в руки подробную инструкцию как и что делать, куда идти. И даже в таком случае не все уйдут из РПЦ МП.
Цитировать
 
 
#8 Александр 16.10.2011 08:44
Евгений, снова нахожу Вас со мной единомысленным.
Но замечу лишь малое в ваших словах, на мой взгляд, противоречие.
Цитата:
"быть как все", как "все нормальные люди"
Быть как все - это действие не рассудительное, а быть, как все нормальные люди, напротив, требует чёткого определения "нормальности" для успешного подражания.
В Церкви такой пример подражания Один.
Подражание предполагает понимание сути для возможности в меру сил воспроизведения. Понимание, в свою очередь, требует усилий в познании. Личных усилий, стремления и сопутствующей им Божией помощи.

По поводу осознанного посещения скажу, что многие крестились не осознанно. Разве они что-то теряют? Вот уход уже требует осознания. Равно как и нахождение в МП требует оправдания её. Осознанного оправдания. Минимум перед своей совестью если не видно правильного примера - Истиной Церкви. Единственное в таком случае "оправдание" имеют бессовестные. Но это уже едва ли люди.

Только не поймите меня превратно, я не стремлюсь исключить оправдание. Я хотел бы не дать места самооправданию и заметить, что оправдание возможно только в покаянии. Тогда после раскаяния продолжается стремление к Истине, а самооправдание оставляет наедине с собой. И уходят из МП в никуда.

Александр. С-Петербургъ.
Цитировать
 
 
#9 Евгений 17.10.2011 18:57
Да это выражение такое есть: "все "нормальные" люди". Обычно это обозначает следование обычаям века сего.
Цитировать
 

Добавить комментарий


© 2009-2017 eshatologia.org. Сайт Архиепископа Виктора (Пивоварова).
При перепечатке материалов активная ссылка на сайт www.eshatologia.org обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru