ПОМОГАЙ НАМ СВЯТЫЙ ВЛАДЫКО
Краткое жизнеописание иже во святых отца нашего
Святителя Иоанна

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский

В начале хочется привести яркие слова о Святителе Иоанне известнейших православных иерархов, духовных вождей своих народов: русского Митрополита Антония (Храповицкого) и сербского Епископа Николая (Велимировича), как старших современников новоявленного угодника Божия.

Пишет Митрополит Антоний дружественному архиерею о Владыке Иоанне и называет его «чудом аскетической твердости и стойкости в наше время всеобщего духовного расслабления!»

И призывает Епископ Николай: «Если вы хотите увидеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну!»...

Так говорилось о будущем еще Епископе Шанхайском, которого теперь мы, надписывая его св. иконы, и литургически именуем по его кафедрам (первой и последней) Святителем Шанхайским и Сан-Францисским.

Святитель Иоанн родился 4-го июня 1896 г. в имении своих родителей, потомственных дворян Бориса Ивановича и Глафиры Михайловны Максимовичей в местечке Адамовке, Харьковской губернии. При св. крещении он получил имя в честь св. Архистратига Божия Михаила. Предки его с отцовской стороны были выходцами из Сербии. Один из предков — свят. Иоанн, митрополит Тобольский, был подвижником святой жизни, миссионером и духовным писателем. Он жил в первой половине XVIII в. и причислен к лику святых в 1916 г. Его прославление было последним при св. Царе-мученике.

Святитель рос послушным мальчиком, так что сестра его вспоминала, как легко было родителям его воспитывать. Но раздумывая о своем будущем, он не имел тогда еще определенного решения, не зная, посвятить себя службе военной или гражданской. Чувствовал он непреодолимое стремление служить истине, которое воспитали в нем родители. Он одушевлялся примерами тех людей, которые за истину отдавали свою жизнь.

Когда подошло время учиться, родители определили его в Петровский Полтавский Кадетский Корпус, посвященный, как говорил сам Владыка «одной из славных страниц истории России». Учился он отлично, но не любил два предмета: гимнастику и танцы. В корпусе его любили, но он чувствовал, что ему надо избрать другой путь. Особенно тому способствовало общение с законоучителем кадет, известным протоиереем Сергием Четвериковым, автором книг о преп. Паисии Величковском и о свв. Оптинских старцах, и ректором семинарии, архимандритом Варлаамом. День окончания кадетского корпуса Михаилом Максимовичем совпал со днем вступления на Харьковскую кафедру Архиепископа Антония, известного богослова, главного восстановителя на Руси патриаршества, впоследствии же Митрополита Киевского и Галицкого и основателя и первоиерарха Русской Зарубежной Церкви.

Этот архипастырь всю жизнь вдохновлял церковно-настроенную учащуюся молодежь к духовной жизни, в силу главного качества своей души — искренней к ним любви, за что некто именовал Владыку Антония — «горой любви». Услышав об юном Михаиле, о котором заговорили в церковных кругах, он хотел с ним познакомиться. Так Архиепископ Антоний еще в Харькове стал духовным руководителем свят. Иоанна. В Харькове Михаил поступил на юридический факультет университета, который закончил в 1918 г., и некоторое время служил в Харьковском суде в дни управления Украиной гетманом Скоропадским.

Но сердце будущего святителя стояло далеко от мира сего. Все время, свободное от занятий в университете, он проводил за чтением духовной литературы, особенно выделяя при этом жития святых. «Изучая светские науки, — говорил свят. Иоанн в своем слове при наречении во епископа, — я все больше углублялся в изучение науки из наук, — в изучение духовной жизни». Бывая в монастыре, в котором жил Владыка Антоний, Михаил имел возможность молиться у гробницы подвижника первой половины XIX в., Архиепископа Мелетия Леонтовича, благоговейно почитавшегося, но еще не канонизированного угодника Божия. Душа молодого святителя уязвилась жаждой приобрести истинную цель и путь жизни во Христе. Большое впечатление произвел на Михаила приезд в Харьков молодого епископа Варнавы (впоследствии патриарха Сербского), сердечно принятого Архиепископом Антонием и повествовавшего о страданиях сербов под властью турок. Это было в январе 1917 г. перед революцией, когда у сербов, с которыми воевали Германия, Австрия и Турция, почти не оставалось территории, не захваченной врагами. Отклик русских людей был единодушный. Здесь, на примере Владыки Антония, Михаил чувствовал вселенское значение Церкви и долг епископа откликаться на нужды всех православных. Епископ же Варнава, став патриархом, с особой любовью оказывал гостеприимство и помощь иерархам Русской Православной Церкви Заграницей.

Русское лихолетие вынудило семью Максимовичей покинуть Родину и эвакуироваться в Югославию, где Михаилу удалось поступить на богословский факультет Университета свят. Саввы и окончить его в 1925 г. Еще на последнем курсе Михаил в Белградской церкви был посвящен Митрополитом Антонием во чтеца, а в 1926 г. им же в монастыре Мильково Михаил был пострижен в монашество с наречением имени Иоанн, в честь его дальнего родственника, Святителя Иоанна Тобольского, и посвящен в иеродиаконы. На Введение во храм Пресвятой Богородицы того же года, юный инок стал иеромонахом. В эти годы он был законоучителем в сербской государственной гимназии, а с 1929 г. стал преподавателем и воспитателем в сербской семинарии св. апостола Иоанна Богослова Охридской епархии в городе Битоле.

В Битоле свят. Иоанн снискал любовь своих воспитанников, и тогда же окружающим стали известны его духовные подвиги. Свят. Иоанн постоянно и безпрерывно молился, ежедневно служил Божественную Литургию или присутствовал на литургии, причащаясь Св. Христовых Таин, строго постился, и ел, обыкновенно, один раз в день поздно вечером. Святитель с особенной отеческой любовью внедрял в студентов-семинаристов высокие духовные идеалы. Они же первыми обнаружили его величайший подвиг аскетизма, замечая, что Святитель никогда не ложился спать, а если засыпал, то только от изнеможения и, часто, во время земного поклона в углу под иконами. Епископ Николай (Велимирович) ценил и любил молодого иеромонаха Иоанна. Однажды, перед уходом из семинарии, он повернулся к небольшой группе семинаристов и сказал: «Дети, слушайте отца Иоанна; он ангел Божий в человеческом образе». Сами семинаристы убедились в том, что свят. Иоанн действительно жил ангельской жизнью. Его терпение и скромность были подобны терпению и скромности великих подвижников и пустынников. События из Святого Евангелия он переживал так, как будто все это совершалось перед его глазами, и он всегда знал главу, где это событие найти и, когда нужно было, он всегда мог процитировать данный стих. Он знал характер и особенности каждого студента, так что он мог сказать в любой момент, когда и как любой семинарист отвечал, что он знал и чего он не знал. И это без каких бы то ни было записок. У свят. Иоанна был дар Божий — необыкновенная память. Свят. Иоанна и семинаристов связывала взаимная любовь. Для них он был воплощением всех христианских добродетелей. Они не замечали в нем недостатков, даже в его речи (легкое косноязычие). Не было никакой проблемы, личной или общественной, которую он не мог бы сразу разрешить. Не было вопроса, на который он не смог бы ответить. Ответ всегда был сжатым, ясным, полным и исчерпывающим, потому что он был по-настоящему глубоко образованным человеком. Образование его, его «премудрость» зиждилась на самом прочном фундаменте, на «страхе Божием». За своих семинаристов Святитель молился усердно. Ночью он обходил келлии, проверяя всех; одному поправит подушку, другому одеяло. Выходя из комнаты, он осенял спящих крестным знамением.

В первую неделю Великого Поста свят. Иоанн ничего, кроме одной просфоры в день не вкушал, так же и на Страстной неделе. Когда наступала Великая Суббота, его тело было полностью истощено. Но в день Святого Воскресения Господня он оживал, его силы возвращались. На Пасхальной заутрене он так ликующе восклицал: «Христос воскресе!» будто Христос воскрес именно в эту святую ночь. Его лицо светилось. Пасхальная радость, которой сиял сам Святитель, передавалась всем в храме. Это испытал каждый, кто был в церкви со свят. Иоанном в пасхальную ночь.

В 1934 г. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей вынес постановление возвести свят. Иоанна в сан епископа с назначением его в Шанхай, викарным архиереем Китайской Епархии. Что касается самого о. Иоанна, ничто не могло быть дальше от его помыслов, чем это, как видно из рассказа одной его знакомой по Югославии. Как-то встретившись с ним в трамвае, она спросила его, по какой причине он в Белграде, на что он ответил, что приехал в город, т.к. по ошибке получил сообщение вместо какого-то другого иеромонаха Иоанна, которого должны посвятить во епископы. Когда же на другой день она опять его увидела, то он сообщил ей, что ошибка оказалась хуже, чем он ожидал, ибо именно его решили посвятить во епископы. Когда же он воспротивился, выставляя свое косноязычие, то ему сказали, что и пророк Моисей имел такое же затруднение. Посвящение состоялось 28 мая 1934 г. Святитель Иоанн был последним из посвященных Митрополитом Антонием епископов.

Молодой епископ прибыл из Сербии в Шанхай 21 ноября 1935 г. на Введение во храм Пресвятой Богородицы. На пристани собралось много людей, встречающих своего нового архипастыря, который немедленно вошел в жизнь города. Ожидало его дело достраивания большого собора и разрешение создавшегося там юрисдикционного конфликта. Свят. Иоанн вскоре разрешил этот конфликт и со временем установил связь с сербами, греками и украинцами. Святитель закончил постройку огромного собора в честь Иконы Божией Матери «Споручницы грешных», трехэтажного приходского дома и колокольни. Он обращал особое внимание на духовное образование детей, сам преподавал Закон Божий в старших классах Коммерческого училища и всегда присутствовал на экзаменах по Закону Божьему во всех православных школах Шанхая. Он был вдохновителем и возглавителем постройки храма, госпиталя, больницы для душевнобольных, приюта, домов для престарелых, общественной столовой, словом, всех общественных начинаний русского Шанхая. Святитель жил жизнью своей паствы, принимал прямое участие в жизни всех эмигрантских учреждений.

Однако, принимая такое живое и деятельное участие в столь многих светских делах, он был чужд миру. С первого же дня его пребывания в Шанхае, Святитель, как и раньше, ежедневно служил Божественную Литургию. Где бы он ни был, он не пропускал богослужений. Однажды, от постоянного стояния, нога Святителя была сильно опухшей и консилиум врачей, боясь гангрены, предписал немедленное лечение в госпитале. Святитель отказался. Тогда русские доктора сообщили Приходскому Совету, что они отказываются от всякой ответственности за здоровье и даже за жизнь пациента. Члены Приходского Совета, после долгих просьб и даже грозя увезти его туда силой, заставили Святителя согласиться, и он был отправлен в госпиталь. К вечеру, однако, в госпитале его уже не было, и в 6 часов в соборе он служил всенощную как всегда. Все суточные богослужения он совершал, ничего не пропуская, так что случалось, что на повечерии вычитывалось по 5 или более канонов, дабы почтить всех святых. Лишних разговоров в алтаре Святитель не допускал, и сам он следил за тем, чтобы и прислужники вели себя как полагается, составив им правила поведения, которых он строго, но ласково, заставлял придерживаться. После литургии свят. Иоанн оставался в алтаре по 2 или 3 часа и как-то заметил: «Как трудно оторваться от молитвы и перейти к земному». По ночам бодрствовал. Никогда не ходил «в гости», но у нуждающихся в помощи неожиданно появлялся и притом в любую погоду и в самые необычные часы. Ежедневно посещал больных со Святыми Дарами. Его часто можно было видеть в ненастную погоду, в поздний час, идущего по улицам Шанхая пешком с посохом в руках и в развевающейся от ветра рясе. Когда его спрашивали, куда он направляется в такую погоду, Святитель отвечал: «да здесь, недалеко, нужно навестить такого-то или такую-то». И когда его подвозили, то это «недалеко» зачастую было 2-3 километра.

«Заботясь о спасении душ человеческих, — говорил Святитель, — нужно помнить, что люди имеют и телесные потребности, громко заявляющие о себе. Нельзя проповедовать Евангелие, не проявляя любовь в делах». Одним из проявлений такой любви было основание Приюта свят. Тихона Задонского для сирот и для детей нуждающихся родителей. Он созвал дам и с их помощью, начав с 8 сироток, организовал приют, который дал убежище многим сотням детей за свое 15-тилетнее существование в Шанхае. Владыка сам собирал больных и голодающих детей на улицах и темных закоулках Шанхая. Однажды, одну девочку он привел в приют, «купив» ее у китайца в обмен на бутылку водки.

Прихожане Шанхайской епархии платили своему архипастырю чувством глубокой любви и уважения, как видно из следующей выдержки письма, написанного ими Митрополиту Мелетию в 1943 году:

«Мы — светские люди, миряне — не касаемся его (свят. Иоанна) богословской начитанности, эрудиции, глубоко проникновенных Апостольской верою поучений, произносимых почти ежедневно и нередко печатаемых. Мы — шанхайская паства — будем говорить о том, что видим и чувствуем в нашем разноплеменном городе со дня приезда в него нашего Святителя, что видим грешными глазами и что чувствуем нашим христианским сердцем.

Со дня его приезда прекратилось печальное явление разделения церквей, из ничего создался приют свят. Тихона Задонского, в настоящее время кормящий, обувающий и учащий 200 детей; улучшилось положение Дома Милосердия имени св. Филарета Милостивого; больные во всех шанхайских госпиталях посещаются священниками, во время причащаются, а в случае кончины и бездомные отпеваются; умалишенные в госпитале далеко за городом навещаются им лично; заключенные в тюрьмах Сеттльмента и Французской концессии имеют возможность молиться в местах заключения за Божественной литургией и приобщаться ежемесячно; им обращено серьезное внимание на воспитание и обучение юношества в строго православном национальном духе; во многих иностранных школах наши дети учат Закон Божий; во все трудные моменты общественной жизни мы видим его, идущим впереди и защищающим нас и исконно русские устои до последней возможности, или же призывающим к жертвенности; все сектантские организации и инославные исповедания поняли и понимают, что борьба с таким столпом Православной веры весьма трудна; наш Святитель неустанно навещает церкви, больницы, школы, тюрьмы, учреждения светские и военные, всегда принося своим приходом ободрение и веру. Со дня его приезда ни один больной не получил отказа в его молитвах, личном посещении, а по молитвам Святителя многие получили облегчение и выздоровление. Он, как факел, освещает нашу греховность, как колокол, будит нашу совесть, зовет нашу душу на подвиг христианский, зовет нас, как Пастырь Добрый, чтобы мы хоть на минуту отвлеклись от земли, житейской грязи, и возвели очи свои к небу, откуда только и приходит помощь. Он тот, который по словам апостола Павла, образ есть верным: «в слови, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12).

И его паства не ошиблась, давая столь высокую оценку деятельности своего пастыря. Люди верно почувствовали в нем готовность «положить душу» за свое стадо. Во время японской оккупации, после того, как два председателя Русского Эмигрантского Комитета были убиты и страх охватил русскую колонию, свят. Иоанн, несмотря на несомненную опасность, объявил себя временным главой русской колонии.

После смерти Митрополита Мелетия и окончания войны в 1945 г., со стороны Московской Патриархии было произведено усиленное давление на русское заграничное духовенство с целью подчинения его новому патриарху Алексию, преемнику «патриарха» Сергия — издавшего декларацию о сотрудничестве Церкви с советской властью в 1927 г. На Дальнем Востоке почти все иерархи подчинились новоизбранному патриарху. Свят. Иоанн, отказавшись от такого подчинения, подвергся особенно сильному давлению и угрозам со стороны своего правящего архиерея, Архиепископа Виктора. Ответ Святителя был прост: «Я подчиняюсь Зарубежному Синоду, и как он мне укажет, так я и должен поступить». После долгого перерыва пришел указ Архиерейского Синода о возведении Епископа Иоанна в Архиепископы с непосредственным подчинением Синоду. Китайское правительство и городские власти признали Архиепископа Иоанна главой Русской Православной Церкви в Китае.

Чудотворная сила молитв и прозорливость Святителя Иоанна были известны в Шанхае. Как-то на Пасхальной неделе пришел свят. Иоанн в еврейский госпиталь, чтобы навестить православных больных, там находившихся. Проходя по одной палате, он остановился перед ширмой, закрывающей кровать, на которой умирала пожилая еврейка. Родственники ея, в приемной того же госпиталя, уже ожидали ея кончины. Святитель поднял над ширмой крест и громко провозгласил: «Христос Воскресе!» Больная очнулась и попросила воды. Святитель, подойдя к сиделке, сообщил: «Больная просит пить». Медицинский персонал был поражен перемене, происшедшей в только что умиравшей. В скором времени она поправилась и выписалась из госпиталя. Таких случаев было много.

Случилось, что свят. Иоанна срочно вызвали причастить умирающего в больнице. Взяв Св. Дары, Святитель отправился с другим священнослужителем в госпиталь. По прибытии туда они увидели молодого и жизнерадостного человека, возрастом 20-ти с лишним лет, играющего на гармошке. Он уже поправился и скоро должен был покинуть госпиталь. Святитель подозвал его со словами «Хочу сейчас тебя причастить». Молодой человек тотчас же подошел к нему, исповедовался и причастился. Изумленный священнослужитель спросил св. Иоанна, почему он не пошел к умирающему, а задержался с очевидно здоровым молодым человеком. Святитель ответил очень кратко: «Он умрет сегодня ночью, а тот, который тяжело болен, — будет жить еще много лет». Так и произошло. Подобные чудеса Господь проявлял через Своего угодника и в Европе, и в Америке.

В конце 40-х годов, с приходом к власти коммунистов, русские в Китае были вынуждены опять бежать, большинство из них через Филиппинские острова. В 1949 г. почти 5000 беженцев из Китая находилось в лагере Международной Беженской Организации на острове Тубабао. Жили они в палатках, в самых примитивных условиях. Сюда же были перевезены все дети приюта, были и старики и больные. Жили постоянно под угрозой страшных ураганов, т.к. остров находится на пути сезонных тайфунов, которые проходят через эту часть Тихого океана. Во время 27-ми месячного периода жизни русских в лагере остров только раз был под угрозой тайфуна, который, однако, переменил курс и обошел остров. Святитель каждую ночь обходил весь лагерь и осенял его крестным знамением со всех четырех сторон. После того, как лагерь был почти весь эвакуирован и люди разъехались по разным странам, налетел страшный тайфун и разрушил лагерь до основания.

Неоднократно приходилось св. Иоанну являться перед представителями гражданской власти, чтобы хлопотать о благополучии русских беженцев. Свят. Иоанну посоветовали лично похлопотать в Вашингтоне, чтобы все в лагере смогли переехать в Америку. Он полетел в Вашингтон и, вопреки всем человеческим препятствиям, добился, что законы были изменены и исход его паствы был осуществлен.

В 1951 г. свят. Иоанн был назначен возглавлять Западно-Европейскую Епархию. Сначала свят. Иоанн управлял епархией из Парижа, а позже из Брюсселя. Он постоянно разъезжал по всей Европе; служил Божественную литургию по-французски, по-голландски, как прежде служил по-гречески и по-китайски, а позднее по-английски. О нем писали из Парижа: «Он живет уже вне нашей плоскости. Недаром говорят, что в одной из парижских католических церквей, священник сказал, обращаясь к молодежи: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. К чему вам теоретические доказательства, когда сейчас по улицам Парижа ходит живой святой — Saint Jean Pieds (святой Иоанн Босой)».

Свят. Иоанн собирал сведения о некоторых древних святых, почитаемых на Западе, но забытых на Востоке. По его совету почитание их восстановлено и имена вносятся в календарь. Своей духовностью, благодаря знанию языков и, прежде всего, примером, свят. Иоанн привлек к Православию многих французов, голландцев и других европейцев. Такое миссионерское значение имело его пребывание в Европе.

Осенью 1962 г. прибыл свят. Иоанн на свою последнюю кафедру и опять, как много лет назад на свою первую кафедру, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сперва он прибыл в помощь состарившемуся и заболевшему старцу Архиепископу Тихону, а после его кончины (17-го марта 1963 г. ст.ст.) свят. Иоанн стал правящим Архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским. Опять прибыл Святитель в недостроенный храм, посвященный памяти Пресвятой Богородицы, и опять, как и в Китае, нестроения терзали Церковь. Прежде всего необходимо было возобновить и завершить совершенно приостановленное (в связи с недостатком средств и разногласиями, парализовавшими церковную общину) строительство нового кафедрального собора Пресвятой Богородицы — «Всех Скорбящих Радости». Господь послал эту милость Святителю, тяжело переживавшему несогласие, но продолжавшему как молитвенный подвиг, так и неустанное наблюдение за строительством, одушевляя всех на жертвенность и труд.

Много пришлось ему претерпеть в это время, даже необходимость однажды появиться в американском гражданском суде. Последние годы его жизни были исполнены горечи клевет и преследований. Иногда свят. Иоанн возбуждал в людях зависть, нарекания или же недоумения, когда он поступал с людьми, строго придерживаясь церковных правил. В то время его кто-то спросил, кто виноват в церковной смуте? Святитель ответил: диавол.

В 1964 г. строительство самого большого храма Русской Зарубежной Церкви в Америке, украшенного 5 золотыми куполами, было, в основном, закончено. Воздвижение огромных крестов, величественно видимых при плавании в Сан-Францисском заливе, было предварено торжественным крестным ходом (более мили) при огромном стечении народа. Крестный ход чуть было не был отменен из-за проливного дождя, но Святитель без всякого сомнения вышел с паствой и с пением, крестным ходом, пошел по мокрым улицам города. Дождь перестал. Перед новым собором освятили кресты и, при воздвижении главного креста, просияло солнце и на ярко блестящем знамении Христа почил белый голубь. Это видимое торжество возносящихся православных крестов, символов Христовой победы, засиявших над холмами современного Вавилона, где уже открыто проповедовался сатанизм, было завершительным победным событием в жизни Святителя на земле.

Сопровождая чудотворную Курско-Коренную икону Пресвятой Богородицы в Сеаттл, Святитель Иоанн, 19-го июня (ст. ст.) 1966 г., отслужив в тамошнем Николаевском соборе Божественную литургию, оставался еще 3 часа в алтаре. Затем, навестив с чудотворной иконой духовных чад около собора, он проследовал в комнату церковного дома, где он останавливался. Вдруг послышался шум и прибежавшие увидели, что Владыка лежит на полу и уже отходит. Его посадили в кресло, и он перед чудотворной иконой предал душу Богу. Прекратился тогда и его необыкновенный подвиг сверхъестественной тяжести — лишения себя отдыха и сна. Его положили на находящуюся там кровать, блаженное ложе, давшее ему после 40-летняго воздержания покой и сон.

«Спи теперь спокойно! — вырвалось из души горячо любившего его Архиепископа Аверкия, Сиракузского и Троицкого в заключение его слова при отпевании, — Спи теперь спокойно, дорогой наш, возлюбленный Владыко, отдыхай от праведных трудов твоих и подвигов, почивай в мире до общего всем воскресения». 24 июня (ст. ст) в соборе Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости в Сан-Франциско состоялось торжественное отпевание святителя Иоанна. Отпевание началось в 6 часов вечера и закончилось, вследствие множества людей, прощавшихся с почившим архипастырем, лишь в первом часу ночи. Возглавлял отпевание Митрополит Филарет в сослужении Архиепископов Леонтия, Аверкия, Епископов Саввы и Нектария с сонмом духовенства.

Никто из участников этого поразительного по своей умилительности и возвышенному молитвенному настроению отпевания не забудет его. Несмотря на глубокую скорбь бесчисленных почитателей Святителя Иоанна, над всем преобладало охватившее всех молящихся какое-то особенное радостное чувство.

Шесть дней лежало тело Святителя в открытом гробу и, несмотря на жаркую летнюю погоду, не ощущалось от него ни малейшего запаха тления, и рука его была мягкой, неокоченевшей. И это, несмотря на то, что ничего с его телом в похоронном бюро не было сделано. Невольно вспоминались потому слова Епископа Игнатия (Брянчанинова) в его «Размышлении о смерти»: «Видел ли кто тело праведника, оставленное душою? Нет от него зловония, не страшно приближение к нему: при погребении его печаль растворена какой-то непостижимой радостью». Все это, по словам того же свят. Игнатия, есть верный признак, что «почивший обрел милость и благодать у Господа».

По блаженном преставлении своем, Святитель Иоанн, как и при жизни, подавал обращающимся с верою к нему различные исцеления и чудотворения. Люди, в тяжелый момент жизни, когда никакие земные силы не в состоянии помочь беде, обращались к ходатайству его перед Господом. Присылаемые письма, так же как и записочки с именами, клались под митру на гробнице Святителя, и многие получали ожидаемую помощь.

Осенью 1993 г. Архиепископу Западно-Американскому и Сан-Францисскому, вместе с комиссией, составленной из двух еще архипастырей, было поручено Архиерейским Синодом освидетельствовать останки свят. Иоанна. Вечером 28-го сентября (ст. ст.) после панихиды, отслуженной членами комиссии в усыпальнице свят. Иоанна, Архиепископ Антоний произнес краткое слово, призывая всех участников этого святого дела быть примиренными и сам, попросивши прощения у всех, благословил открыть гробницу. Сняв крышку саркофага, присутствующие вынули из него металлический гроб Святителя и заметили, что во многих местах он совершенно проржавел. Со страхом Божиим и молитвою открыли гроб. Лицо Святителя было закрыто, и все сразу обратили внимание на его светлые, нетленные руки. Помолившись, Архиепископ Антоний снял с лица Святителя воздух, и все увидели нетленный лик Богом прославленного святого. В этот момент, ощущалось какое-то необыкновенное духовное спокойствие, необыкновенная благоговейная тишина. Никто не удивлялся, не разговаривал, а всем было так хорошо, так благодатно стоять у мощей Святителя.

На следующем заседании Архиерейскаго Синода, Архиепископ Антоний доложил, что честныя мощи свят. Иоанна освидетельствовали: Архиепископ Антоний, Западно-Американский и Санъ-Францисский; Архиепископ Лавр, Сиракузский и Троицкий; Епископ Кирилл Сеаттлийский и 12 лиц, назначенных правящим архиепископом. Выслушав доклад Архиепископа Антония и Акт Комиссии по освидетельствованию останков свят. Иоанна, Архиерейский Синод благословил продолжать труды по подготовке к прославлению Святителя Иоанна, что было назначено на 19 июня (ст. ст.) — день его блаженной кончины.

В эти страшные дни всеобщего отступления от Бога не оставил Господь людей Своих и послал им великого ходатая. Ныне предстоит престолу Всевышнего мужественный защитник Церкви Христовой; подвижник и аскет по преданиям святых столпников, берущих на себя строжайшее самоумерщвление и, по временам, Христа ради юродивый, превосходящий собой мудрость мира сего; пастырь добрый и любящий, положивший душу свою за овцы своя; учитель и воспитатель молодежи православной; целитель и бессребренник; апостол и миссионер; глубокий богослов, тайновидец и святитель вселенского значения, который неуклонно следовал тому, что обещал пред Богом и людьми в своей речи при наречении его во епископа: «Какую большую пользу можно принести ближнему, чем подготовить его к вечной жизни...»

Молитвами Святителя отца нашего Иоанна, да сохранит Господь Бог и нас, грешных, от всякого зла, да укрепит нашу веру и да поможет нам идти верным путем ко спасению. Богу же нашему, дивному во святых Своих, да будет всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков.

Аминь.



(Публикуется по изданию: Православная Русь. 1994. Стр. 2-6).

Скопировать ссылку