Рассылка


Если вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите на клавиатуре Ctrl+Enter

Календарь

Сегодня Завтра

Комментарии

ВЕРУЕМ В БЛАГОДАТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Теперь еще можно умом представить Бога в трех лицах, а также дело воплощения второго лица Ее Сына Божия и Его спасительный подвиг. Можно прочитать в Деяниях св. Апостолов о сошествии Святого Духа на учеников Христовых и уверовать этому, как и всему написанному в Св. Евангелии. А когда-то до явления в мир Сына Божия и написания этой святой книги люди многого из известного нам не знали и не могли знать, ибо по причине их малого духовного возраста им не было открыто. Но и теперь не всем под силу охватить тайны, сокрытые в словах Свящ. Писания. Историческую сторону описываемых явлений может освоить почти каждый верующий человек, а вот то, что скрывают за собой эти описания из области «безвестного и тайного» доступно не всем. Спаситель говорил Апостолам: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят» (Мф. 4, 11-12). Но на то призваны некоторые богословы, чтоб они изъясняли смысл этих притч внешним, если они не довольствуются повествованием церковных историков.

О троичности лиц Бога указывалось от сотворения человека словами: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1,26). «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, знающий добро и зло» (Быт.2,22). Здесь не говорится именно о трех лицах Божества, но и не в единственном числе, так как приводится как бы совет лиц Святой Троицы. Так же в явлении Аврааму трех Ангелов у дуба Маврийского рассматривается как явление Святой Троицы в образе трех Ангелов.

О втором лице Святой Троице - Сыне Божием – Боге Слове в ветхозаветных пророчествах имеется множество мест, где предсказывается о рождении Семени жены, которое будет попирать главу змия – сатаны, рождение от Девы у Исаии, далее крестные страдания, к примеру, в 21 псалме. Да и целью всего ветхозаветного периода являлась подготовка человечества к принятию воплощенного Бога.

И о Святом Духе есть неоднократное указание в ветхом завете. Так пред Ноевым потопом Бог говорит: «Не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть» (Быт.6,3).

О Моисее сказано, что Господь «взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать» (Числ.11,25). Также о избрании Иисуса Навина в преемники Моисею сказал Господь: «Возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом» (Числ.27,18-19).

Исаия, пророчествуя об явлении Христа Спасителя, и говоря о том, что на Нем почиет Дух, указывает и на дары Благодати Святого Духа: «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис.11,2).

Еще более определенно сказано о Духе Святом, даже о сошествии Его на последователей Спасителя, у пророка Иоиля: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И так же на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоиль.2,28-30). Это «излияние» Духа Божия «на всякую плоть» началось в день сошествия Святого Духа на Апостолов по обещанному Христом Спасителем: «Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин.16,7). «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15,26).

Словами о восхождении к Отцу Спаситель означил свою победу над смертью, над дьяволом – Свой крестный подвиг, благодаря которому происходит это восшествие и ниспослание Духа Святого. До сего Божественного акта сошествия Святого Духа в исключительном виде не могло произойти, о чем также упоминается в Евангелии. Иисус Христос дает обещание уверовавшим в Него, что они будут иметь изобилие Благодати Святого Духа, и «из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус не был прославлен» (Ин.7,38-39).

Из этих слов можно видеть то, что акт спасения человечества от вечной погибели за отступление от Бога еще в лице Адама и Евы начинается с воплощения Сына Божия, имеет продолжением крестный подвиг Христа Спасителя, воскресение Его и оканчивается ниспосланием Святого Духа. Все эти божеские действия являются частями одного целого плана Святой Троицы - дела спасения человечества и составной частью в победе святых сил над тьмой. Далее человечество, обладая уже дарами Святого Духа, вступает вновь на путь вечного совершенствования, который имело до грехопадения по призванию Творца. Это призвание означено словом «по подобию»: «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию Нашему» . Образом Божиим человек является в том смысле, что воспринял при творении все те святые качества, какими обладает Бог. Но Бог беспределен во всех отношениях и качествах, а творения Его ограничены во всем. Однако милостивый Творец не оставляет свою тварь в том состоянии, в каком сотворил из ничего: Он устанавливает в этом акте «заданность» на совершенствование до беспредельности – до полного уподобления Богу, которого, между прочим, достичь не может ни одна тварь. И эта-то «заданность» на вечное совершенствование является первым законом бытия тварного мира, отмеченным словом сотворенность «по подобию» Божию. Однако само творение Божие, хотя и имеет в себе направленность на возрастание в святых качествах, может в силу своей свободной воли уклониться с истинного пути совершенствования и требует постоянно вспомоществующей силы со-вне. Этой то «силой» и является спасительная Благодать Святого Духа.

Согласно учению Церкви о совмещении лиц Святой Троицы мир творился Богом Словом – Сыном Божиим, смотрением и волей всей Святой Троицы, а творение жизни и совершенствование, освящение ее производится Святым Духом. Однако и творение мира Словом происходит при содействии Святого Духа. Так сотворенную первоматерию «оживотворяет» уже Дух Святой: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1,2). Василий Великий говорит об этой творческой деятельности Троицы, что Отец является первопричиной всего сотворенного, Сын – причиной действующей, Дух – причиной совершенствующей. Св. Ириней Лионский называет второе и третье лицо Троицы «двумя руками Божиими». О сотворенности всего посредством Сына Божия ап. Иоанн Богослов пишет: «Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть» (Ин.1,3). И еще сказано о Слове, а далее и о Духе святом: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс.32, 6).

Если в словах этого псалма под Словом разуметь второе лицо Святой Троицы Сына Божия, а Духом уст Его назван Святой Дух, то вновь видим в Откровении Свящ. Писания указание того, что Бог Сыном творил все земное и небесное, а духом Святым творилась жизнь и небесная и земная, почему и называет Церковь Святого Духа животворящим, жизни Подателем. Совершенствование и очищение, освящение тварей происходит под постоянным воздействием опять же Святого Духа. Пророки и, позднее - Апостолы возвещали истину по наитию Духа Истины. Церковь создана Спасителем на Крови Его, но далее освящается в силу заслуг Его опять же Духом Святым, не отделимо пребывающим с Отцом и Сыном. Так же во всех актах спасения человека наличествует содействие Святого Духа. Зачатие Христа Спасителя происходит согласно слов Символа веры «от Духа Свята и Марии Девы», и по слову Архистратига Гавриила Деве Марии: «Дух Святой найдет на Тебя, и Сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1,35).

Творение мира и управление его производится Богом посредством Божественных нетварных энергий. К ним относятся звуковые и зрительные сопровождения чудесных явлений как при Сошествии Святого Духа на Апостолов, также виденный след славы Божией Моисеем на Синае, фаворский свет в момент Преображения Христова.

Особым видом Божественной энергии являются дары Благодати Святого Духа, какими управляется и освящается Церковь. Для преподания членам Церкви спасительной Благодати установлены Христом и далее Апостолами таинства: крещения, миропомазания, исповеди, причащения, елеосвящения, брака и священства.

О миссии Святого Духа в Церкви Спаситель сказал: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин.16,12-15).

Таким образом, учение Христово возвестили Апостолы по наитию Святого Духа, напомненному и восполненному Им. Предсказания будущего было произведено чрез Апостолов и святых людей от Него же. Это мы видим и по ветхозаветным данным, не однократно доводящим нам о том, что Дух сошел на того-то, и он стал пророчествовать. Однако нельзя опустить и такую истину: по Божию смотрению многое допускается делать Ангелам, что, казалось бы, должен исполнить Дух Святой. Так в 3 книге Царств есть описание явления у Престола Божия, открытого прор. Михею. «Я видел Господа, сидящего на престоле Своем; и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его; и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; и выступил один дух, стал пред лицеем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так» (3 Цар.22,19-22).

Далее говорится о том, что все пророки нечестивого царя Ахава говорили ложные предсказания о победе в предстоящей битве Ахава. Пророк же Михей привел выше описанную сцену у престола Божия и будущее поражение, и смерть царя. Но его не послушали, и это назавтра же сбылось.

Об участии в пророческой деятельности Ангелов говорит также ап. Павел: «Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам; потому что Бог не суть Бог не неустройства, но мира» (1 Кор.14,30-33).

Получается, человек является открытой системой, не имеющей возможности оградиться самому от вторжения в него не материальных сущностей, ибо открыт он и для вхождения и одержания злых духов. Защитить его может только Господь и приставленный к нему Ангел хранитель. Из Свящ. Писания, да и из жизни также известна масса случаев вторжения злых духов в человека. Одерживают бесы человека, не имеющего благодатной веры или по воле волшебника, или в случае увлечения оккультными обрядами. Избавлением от этого может быть при глубоком покаянии вычитка духоносного человека.

Но есть еще иной вид одержания, от которого не избавляет вычитка – это прелесть бесовская. В данном случае вторжение бесовской силы происходит через гордостное состояние, родственное бесовскому. Бесы одерживают уже не только тело человека, а все его существо: и душу, и ум, и волю. Он как бы добровольно чрез гордость отдается во власть темных сил. Спасти от этого может только глубокое покаяние, смирение и молитва за него Божиих людей. Находящихся в прелести бесовской, похоже, больше в мире, чем одержимых, и число их будет расти с приближением безблагодатности мира вплоть до всеобщей прелести при конце его.

Итак, Церковь Христова освящается, возрастает благодатным действом Святого Духа, ниспосланным от Отца в силу заслуг Христа Спасителя Сына Божия. Благодать Святого Духа подается двумя путями: чрез таинства, установленные Господом Иисусом Христом и его Учениками – Апостолами, и по преемству от дня сошествия Святого Духа на Апостолов. Первый путь воздействия Святого Духа – чрез таинства Церкви был установлен Христом в момент, когда он дунул на Апостолов и сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

Другой путь воздействий Благодати Святого Духа на истинно верующих в Бога имеет начало с сошествия Святого Духа на Апостолов в День Пятидесятницы в виде разделяющихся огненных языков. Благодать в данном случае подается отдельно каждому христианину не зависимо от таинств по вере и устремлению к Богу. Так пустынники, к примеру Мария Египетская, десятками лет не имея возможности принимать таинства, духовно возрастали до того, что могли подыматься на воздух и ходить по воде, как посуху.

Теперь в церковных и особенно околоцерковных кругах остро обсуждается вопрос благодатности таинств, какого-либо церковного объединения, в особенности Московской патриархии.

Двадцатый век ознаменовался вторжением злых сил в Российскую государственность, чрез что Русь была потоплена в крови и уведена в отступление. Не минуло это и Российскую Православную Церковь. Происками врагов православия вовнутрь ее внедрились злые элементы, которые своим предательством Христа и принуждением к этому всего духовенства родили страшный раскол, существующий по сей день. С первых же дней захвата власти в Церкви некоторых иерархов во главе с митр. Сергием (Страгородским), вступившим тайно в союз с врагами Христа, встал вопрос о благодатности таинств этих предателей Христа и Православия. Церковь разделилась на диаметрально противоположные стороны. С одной стороны встали исповедники, не идущие даже под страхом смерти на сослужение с врагами Христа и Руси. Стояние в верности истине, Православию и Богу для них было дороже жизни. С другой стороны явились компромиссники – примиренцы с вражеской ложью и насилием ради сохранения своего благополучия чрез задабривание властвующих врагов Христовых. К тому же это направление образовалось чрез Иудинский грех – предательство в тайном сговоре с врагами за спиной всего епископата Церкви. Вопрос о безблагодатности этой лжецеркви при наличии верной Христу Церкви с большим числом иерархов, казалось бы, отпадал сам собой. И этого мнения держались все исповедники того времени, ставшие после священномучениками.

Прошли годы, и вот теперь мнения в церковных кругах относительно благодатности таинств предательской Московской патриархии стали разделяться. Верная Богу Церковь - РосПЦ под омофором митр. Антония (Орлова), не вошедшая в услужение богоборческому большевистскому режиму и не явившая раскольничьих актов, считает таинства Московской патриархии безблагодатными. Обоснованием для этого служит рождение ее в 1927 году посредством предательства Христа и Церкви через тайный сговор и дальнейшее сотрудничество с властями богоборческого большевистского режима, предание ее трижды анафеме Церковью за невраждебность врагам Христовым – сергианство и за участие в экуменическом движении, готовящем приход антихриста и его принятие церковью. Это лжецерковное объединение всеми силами старается показать себя настоящей благодатной Церковью, выставляет более благообразных своих членов прозорливцами и чудотворцами, удивляет мир своим могуществом, богатством, благолепием и многочисленностью монастырей и храмов. Однако с абсолютной точностью она исполняет все предсказанное в Апокалипсисе о «жене», сидящей на звере багряном, блуднице, Вавилоне великом. Видимость благолепия храмов и богослужений еще не доказывает наличие благодати. Этим обладают и католики, и монофизиты, и даже магометане.

Многочисленные члены этой лжецеркви уверены в благодатности их МП, т. к. в ней есть «старцы»: Серафим Вырицкий, Лаврентий Черниговский, Николай Гурьянов и т. д. Однако не все приписываемое им является истинным, и нельзя им приписать полное согласие, одобрение сергианской вероучительной идеологии. Если и были сколько-то отмеченные Богом для поддержания хотя бы и такой не совсем спасительной веры в народе такие личности, то надо отметить и то, что они вынуждены были пребывать в МП, хотя и не были согласны с сергианским курсом. Некоторые утверждают, что они сами ощущали «благодать» в таинствах и богослужении в патриарших храмах. На это надо ответить одно: нельзя доверять субъективным ощущениям, так как даже великие подвижники вводились в погибельное заблуждение бесовскими силами в прелесть. Каждый молящийся всегда окружен миллионами злых сущностей, постоянно готовых устремиться на «помощь» впасть в заблуждение. К тому же, как было сказано выше, Благодать Святого Духа ниспосылается в Церковь по двум «каналам»: по благословению Христа Спасителя, когда Он дунул на Апостолов и сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20,23). Этим Спаситель дал власть Апостолам на совершение таинств – соединения с Христом в таинствах и богослужении. Однако оно совершается при условии истинности священнослужителя, совершающего таинство, принадлежащего к подлинно Христовой Церкви, не еретика, не находящегося под запретом от церковной власти. Московская же патриархия не является истинной церковью, верной Христу, и потому таинства в ней не совершаются. Однако народ, молящийся в храмах МП не всегда ответствен за грехи духовенства. Миллионы людей тянут руки к небу, моля милости Божией. И милостивый Бог не может отринуть всех их. Искренне верующие, но не знающие глубин сатанинских, не могут быть оставленными без Благодати Святого Духа. И Благодать в какой-то мере изливается на них, но не через таинства, а другим путем. Апостолы получили дары Духа Святого в момент Сошествия Его в день Пятидесятницы в отсутствие при них Христа, т.е. минуя установленные Им таинства. Святой Дух почил в этот момент отдельно на каждом из них, и это передается далее всем последователям их. Верующие люди, молящиеся по незнанию и по необходимости в храмах МП, получают за свой усердный труд милость Божию, хотя и не в той мере как чрез благодатные таинства. К примеру, такой рядовой член МП, готовясь к исповеди и причастию, проливает слезы покаяния и не тщетно – обретает в какой-то мере помилование, но приняв причастие этот человек ничего не получил, потому что таинства в этой церкви не действенны.

Московская патриархия (РПЦ МП) не может быть благодатной истинной церковью не только потому, что рождена в Иудинском грехе, но и по множеству других нарушений канонов и догматов. Если и имеются какие-то единичные проявления милости Божией на отдельных членах МП, то это еще не говорит о благодатности этого беззаконного образования. Благодатью Святого Духа в данном случае именуется та животворная сила, которая изливается чрез таинства Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. А является ли такой РПЦ МП?

Митр. Сергий (Страгородский) увел введением новой церковной «гибкой» - компромиссной политики взамен исповедническому стоянию в верности Богу, Православию часть епископата РосПЦ. Он тем породил страшный раскол, нарушив Единство Церкви, чем отчислил себя и своих последователей от Церкви. Христос не мог разделиться, не мог покинуть верных Себе, пойдя к изменникам, объявившим себя невраждебными врагам Его. В случае раскола та часть, которая остается верной Христу, не ушла в ересь, не нарушила канонов остается Церковью Его, а другая, являющаяся виновницей раскола, становится сборищем сатанинским. Раскол есть рассечение единого тела Христова – Церкви. Уйдя со своими приверженцами в неверность Христу к врагам Его митр. Сергий лишил и Святости свою группировку. Какая может быть святость у безблагодатных предателей, нарушителей канонов?!

Также и Соборность церкви он грубо попрал, введя новую церковную политику без ведома и согласия всего остального епископата. Его беззаконным деяниям противостало большинство епископов, но вместо того, чтоб исправить положение, он руками дружественных ему врагов Христовых – большевиков уничтожил их. Другие, последующие расколы: суздальский, лавровский, лазаревский, жуковско-целищевский и балабановский как под копирку повторили нарушение соборности, определенной 34 Апостольским правилом. И все они, уйдя в раскол, выбыли из лона церковного.

Не лучше дело обстоит и с Апостольством. Апостольское преемство епископата МП и других раскольников пресеклось в момент раскольного разделения. Об этом говорит свят. Василий Великий в 1 каноническом правиле: «Ибо хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от Отцов, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали».

Исходя из этого определения, нужно заключить: РПЦ МП, и другие раскольники да не обольщают себя уверением в своей благодатности, которую утеряли в момент оставления истинной Церкви. Преемство апостольское имела их иерархия до раскола, а уже последующие, ими рукоположенные, никак не могли получить преемства, разве что Иудинское. Однако демоны всегда рядятся в Ангелов светлых, и все еретики и раскольники всех уверяют в своей благодатности. Находятся и теперь мастера слова, которые стараются отстоять благодатность таинств МП тем, что соборы РПЦЗ и первоиерархи ее до Лавровского раскола прямым текстом не объявляли об отсутствии ее там. А священномученики, боровшиеся с сергианством, доказывавшие безблагодатность Сергиевской церкви, получается, ошибались. И все анафемы, провозглашенные на МП, по утверждению раскольных «мудрецов», будто бы не говорят о лишении благодати. Такая упрямая лживость кроме чувства досады не может вызвать больше ничего. Благодатной остается только настоящая Российская Церковь, в каком бы количестве членов она ни сохранилась. Это та Церковь, которая не погрешила неверностью Богу, не вошла в союз с врагами и предателями Христа Спасителя, не была устроителем расколов, но боролась с такими. Как бы ни была она малочисленна, но будущее возрождение определено ей. Только жаль, что в этой безобразной куче «осколков», окружающих ее, обывателю не так-то просто разглядеть. Да даст ей Господь успех в борьбе с засилием лжи.

+ Архиепископ Виктор (Пивоваров)


Добавить комментарий


© 2009-2017 eshatologia.org. Сайт Архиепископа Виктора (Пивоварова).
При перепечатке материалов активная ссылка на сайт www.eshatologia.org обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru