Рассылка


Если вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите на клавиатуре Ctrl+Enter

Календарь

Сегодня Завтра

Комментарии

Архиепископ Аверкий (Таушев)

НЕУЖЕЛИ НЕ ПОРА, НАКОНЕЦ, ПРОЗРЕТЬ И ОПОМНИТЬСЯ?

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Две знаменательных даты в судьбах нашей Родины России только что отметили мы, как и ежегодно отмечаем их в нашем горьком изгнании, — день рождения и, одновременно, день тезоименитства величайшего пастыря нашего времени, праведника, молитвенника и чудотворца приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского — 19 октября ст. ст. и страшный день кровавой большевицкой революции в России, когда окончательно и бесповоротно пришли к власти над нашей Родиной лютые безбожники и богоборцы, поставившие своей главной задачей искоренение веры в Бога и уничтожение Церкви Христовой, и не только у нас на Родине, но и во всем мире, — 25 октября ст. ст.

И, может быть, не случайно эти даты следуют так близко одна за другой.

Не для того ли это, чтобы мы могли сопоставить их значение для России и сделать из этого соответствующие выводы.

Кем был для России приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский?

Каждому верующему непредубежденному православному русскому человеку это должно быть совершенно ясно. Для обреченной за Богоотступничество на гибель России он был подлинным пророком Божиим, проповедующим Истину, обличающим ложь, призывающим к покаянию, предрекающим близкую кару Божию за грехи.

«Научись, Россия, веровать», взывал он в одной из многочисленных на подобные темы вдохновенных проповедей своих: «в правящего судьбами мира Бога-Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству». «Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры... Восстань же, русский человек!»... «Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России?.. Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чащу — и вам и России!»

И грозно предрекает: «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению (важно отметить, что это сказано в период затишья в 1907 году). Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония»...

В чем причина этого ожидающего Россию бедствия, которое и действительно разразилось над нею, всего через 9 лет после праведной кончины о. Иоанна?

И на это о. Иоанн дает ясный ответ во многих своих предостерегающих проповедях.

«В России», говорит он в своей проповеди, произнесенной 6 декабря 1900 г., «ныне более, чем когда-либо, появились глашатаи ложного просвещения, выросшие на русской почве; иные наши ученые и писатели хотят по-своему переучить юношество, совсем не на почве истинного христианства, а на почве лжеверия и ложного свободомыслия; омрачают и оскверняют умы и сердца юношества ложными понятиями и мировоззрениями, сочиняют, так сказать, свои законы жизни, пишут свое евангелие, вместо Христова, и самодельной нравственностью развращают совершенно нравы юношества. Известный, боготворимый многими, писатель граф Толстой — усиливается извратить все христианство и перевернуть наизнанку всю жизнь русских людей своими бессмысленными, дерзкими писаниями; почва усердно подготовляется, и русский вольнодумец и кощунник над Православной Верой и Церковью имеет многих поклонников и подражателей себе, поставивших его на пьедестал бога, преподающаго направо и налево новую, им самим измышленную веру, нечестие и анархию; своим льстивым языком и пером он до того увлек наше интеллигентное юношество, мужское и женское, что оно считает его лучшим современным человеком, который открыл глаза юношеству и возмужалому поколению, и они думают, что избранные должны следовать за ним. Но безумие Толстого становится более и более явным для всех здравомыслящих. Нужно молить Бога, чтобы Он открыл глаза всем русским, и они увидели бы этого развратителя веры и нравов во всем его безумии и перестали следовать за ним и боготворить его».

И так, вот где причина страшного кровавого бедствия, постигшего нашу несчастную, заблудившуюся Родину, начиная со страшного дня 25 октября 1917 года, когда обезумевшие русские люди окончательно потеряли голову и когда целые потоки крови полились по русской земле!

Наш великий праведник, молитвенник и чудотворец, исполненный великой сострадательной пастырской любви к людям, объясняет это так понятно, так просто, так строго логично. А то, что грозные предостерегающие слова его в точности исполнились, это делает для нас все слова его особенно убедительными, и должно внушать ко всем его наставлениям и поучениям полное и всецелое доверие.

Если прав оказался о. Иоанн в своих предостережениях, то что теперь, после происшедшего суда Божия над Россией, надлежит нам делать?

Решительно отказаться от всех тех заблуждений и ложных учений, от ложного просвещения, от неверия и зловерия, которые привели нашу Родину-Россию к такой страшной кровавой катастрофе.

Много говорится и делается у нас заграницей, в эмиграции, будто бы для спасения России: создаются политические партии для активной борьбы с коммунизмом, возникали и возникают всякого рода национально-патриотические организации, общества, объединения, комитеты, издаются газеты и журналы, созываются съезды и собрания, устраиваются разные памятные юбилейные и траурные торжества, на которых произносятся иногда очень искренние и вдохновенные речи, пламенные призывы к свержению советской власти и к непримиримой борьбе с коммунизмом и т. п.

Но, увы! Никогда, или почти никогда, не говорится о самом главном: об исправлении своего мировоззрения, а в особенности — об исправлении своей жизни.

Но к этому-то и призывал наш великий праведник о. Иоанн русский народ, грозя ему, в противном случае, неизбежной гибелью. А теперь, после всего происшедшего, всего страшного, со дня 25-го октября 1917 года, нами пережитого, его голос должен звучать нам особенно сильно, особенно авторитетно.

«Нужно нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские», так взывал о. Иоанн в своей вдохновенной проповеди во вторую неделю поста, по поводу наглого и дерзкого убийства 1-го марта 1881-го года Царя-Освободителя: «Омоемся слезами покаяния, очистимся, примиримся с Богом, и Он примирится с нами!»

Есть ли у нас это нравственное очищение? есть ли это всенародное глубокое покаяние? наблюдается ли в нашей среде перемена нравов языческих на христианские?

Вот какие вопросы должны ставить себе в первую очередь все наши политические и общественно-патриотические деятели и национальные организации и объединения, радеющие о спасении России. Не очистившись от всего того, чем грешили русские люди до большевицкой революции, что именно и привело, по словам о. Иоанна, к этой кровавой революции, невозможно и помышлять о какой бы то ни было, сколько-нибудь плодотворной деятельности, направленной на спасение России.

Этим мы отнюдь не хотим сказать, что все остальное вовсе не нужно, что всякого иного рода деятельность совсем бесполезна: мы считаем своим долгом, на основании горького опыта этих печальных 44-х лет, только указать, в чем наше основное опущение, чего нам не хватает и что должно стоять на первом месте?

Что же это такое?

А вот что!

«Обратись к Богу, Россия, согрешившая пред Ним больше, тягчае всех народов земных, — обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели», так из гроба продолжает поучать и вразумлять нас наш великий праведник: «Больше всех ты согрешила, ибо имела и имеешь у себя неоцененное жизненное сокровище — Веру Православную с Церковью спасающею, и попрала, оплевала ее в лице твоих гордых и лукавых сынов и дщерей, мнящих себя образованными, — но истинное образование, то есть по образу Божию, без Церкви быть не может» (Слово 8 сент. 1906 г.).

Вот какой совершенно-ясный и прямой путь ко спасению России указывает нам наш приснопамятный всероссийский пастырь, истинность слов которого засвидетельствована бесчисленными фактами дивной прозорливости и чудотворений.

Кому же еще больше верить?!

Искренность и несомненность такого обращения к Богу, к Вере, к Церкви доказывается и проявляется прежде всего в любви к церковной молитве, к нашему несравненному, исполненному столь обильно-дышащей в нем благодати Божией, православному Богослужению, а следовательно — в регулярном и неопустительном посещении храма Божия хотя бы во все воскресные и праздничные дни.

И вот, имея в виду это, о. Иоанн спрашивает и нас в лице своих современников, начавших грешить против такого посещения храма:

«Вместо храма Божия, вместо всенощных бдений, не любите ли вы посещать домы мирских собраний, или домы мирских человеков для того, чтобы здесь составлять всенощные бдения демону сребролюбия, праздности, чревоугодия и пляски при ярком освещении этих темных дел? Или, вместо всенощного бдения во храме, не любите ли вы бывать на зрелище, и чрез зрение и слух не оскверняете ли вы души своей словами и предметами, которых христианину не надо было бы и слышать и видеть?» (Слово на день св. Апостола Андрея Первозванного — том III, стр. 52).

Что ответят на это многие современные русские люди в изгнании, будто бы стремящиеся спасти Россию? Не лицемерием ли, не фальшью ли звучат все речи о любви к России, о желании спасти ее, без всякого расположения делать то самое главное и самое необходимое, что может послужить делу ее спасения?

Надо, наконец, прозреть!.. и опомниться!

Надо понять, отчего погибла Россия, и надо начать идти правильными путями к великому делу ее спасения, а с нею и дела спасения всего человечества, судьбы которого теперь так тесно связаны с судьбами России.

Надо идти теми путями, какие указывает нам строительница великого исторического прошлого нашей Родины-России — Святая Православная Церковь, причем истинная Православная Церковь, а не те фальшивые и лукавые образования и расколы в ней, которые возникли после революции там и здесь заграницей, и которые стараются лишь «идти в ногу со временем», а не вести русских людей к Богу и вечному спасению.

Отступление от этих путей погубило Россию — возвращение на них одно только и может спасти Россию.

Самая идея монархии, в возвращении к которой, как исторической исконной форме государственного управления России, многие справедливо видят спасение, свята и дорога нам не сама по себе, а лишь постольку, поскольку она имеет опору для себя в нашей Православной Вере и Церкви — поскольку Царь наш — «Царь Православный», как и поется в нашем старом государственном гимне: поскольку он не формально и официально только, а и на самом деле является первым сыном и, вместе с тем, высоким Покровителем и Защитником Православной Веры и Церкви, поскольку он действительно — «Помазанник Божий», получивший в совершенном над ним Церковью Таинстве Миропомазания особые благодатные дары быть «царем и судиею людем Божиим», как исповедует он сам в молитве, читаемой им при священном короновании в храме, перед всеми. Поэтому он и входит в алтарь царскими вратами и причащается перед св. престолом, наравне с остальными священнослужителями, чего, конечно, не мог бы делать всякий другой монарх — не православный и не отвечающий требованиям Церкви, не облагодатствованный Ею.

Это решительно подтверждает нам приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский, говоря: «Кто посаждает на престолы царей земных? — Тот, Кто Один от вечности сидит на престоле огнезрачном, и Один, в собственном смысле, царствует над всем созданием — небом и землею, со всеми обитающими на них тварями. Царям земным от Него Единого дается царская держава: Он венчает их диадемою царскою... Умолкните же вы, мечтательные конституционалисты и парламентаристы! Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Матф. 16, 23), сказал Господь Петру — пререкавшему. Отойдите и вы, противящиеся Божию велению. Не вам распоряжаться престолами царей земных. Прочь, дерзновенные, не умеющие управлять и самими собою, но препирающиеся друг с другом... От Господа подается власть, сила, мужество и мудрость Царю управлять своими подданными» (Слово 1907 г.).

Вот какому высокому взгляду на царскую власть учить всех нас приснопамятный наш всероссийский пастырь, молитвенник и чудотворец!

Как же не считаться с его взглядом, выражающим ясный голос св. Церкви, а потому и для всех обязательным и непререкаемым?

Итак, с какой точки зрения ни подходить нам к делу спасения нашей Родины-России, везде и всюду на первое место становится безусловное требование от всех нас полной и всецелой верности и преданности нашей св. Православной Вере и истинной Церкви.

Без этого нечего и помышлять о спасении России.

А потому и мысли наши, в связи со скорбным днем 25 октября, мы закончим словами и увещанием нашего великого пастыря, так сильно и ярко предупреждавшего нас о надвигающейся каре Божьей:

«Русский народ имеет счастье исповедывать истинную спасительную веру, — это неоцененное Богом данное нам сокровище... и в этой вере спаслись и спасаются бесчисленное множество наших предков. Сколько между ними прославленных Богом святых, чрез коих совершилось множество чудесь благотворных...

Будем же дорожить своею Православною Верою и жить достойно своего христианского звания, во всякой добродетели, будем готовы дать разумный ответ всякому неверному, спрашивающему о нашем уповании, чтобы посрамить дерзкое неверие» (Слово в неделю Православия 1906 г.).

Скорее с покаянием к Богу!

Скорее к твердому и непоколебимому пристанищу Веры и Церкви! Аминь» (там же).

1961 г.


Комментарии  

 
#1 Евгений Шутенков 07.11.2014 14:04
Вот что писал про русскую душу преподобный Иустин Попович:
"У русской души есть свой рай и свой ад. Нигде нет ада более страшного, и нигде нет рая более дивного, чем в русской душе. Ни один человек не падает так глубоко, до последнего зла, как русский человек; но точно так же ни один человек не достигает так высоко, выше вершин, как русский человек. История свидетельствует: русская душа мечется между самым черным адом и самым светлым раем. Мне кажется, что из всех душ на земле, у русской души самый жуткий ад и самый чарующий рай. В драме русской души участвуют не только все ангелы неба, но и все дьяволы ада. Русская душа – самое драматическое поприще, на котором беспощадно борются ангелы и дьяволы. За русскую душу ревниво бьются миры, бьются Сам Бог и сам сатана.

Что составляет и представляет рай русской души? Рай русской души представляют и составляют богоносцы и христоносцы земли русской, руские святые: от святого Владимира и до патриарха Тихона исповедника. Огромен, чудесен, бесконечен рай русской души, ибо огромна, ибо чудесна, ибо бесконечна святость славных святых русской земли. Каждый святой есть ничто иное как возвращенный рай. А это означает, что душа отнята у греха, смерти и дьявола, и соединена с Богом, его святостью и вечностью.

Где находится рай русской души? Вот он – в св. Сергии Радонежском и Митрофане Воронежском, в св. Филиппе Московском и Владимире Киевском, в св. Серафиме Саровском и св. Иоанне Кронштадском, в каждом подвижнике, в каждом мученике, в каждом исповеднике, в каждом праведнике русской земли. Дивен Бог в русских святых. Смотрите, как чудесно дивен Он в отце Иоанне Кронштадском! Настолько дивен, что отец Иоанн – поистине святой русской земли.

В новые времена русская душа получила свой самый совершенный рай в лице преподобного отца Иоанна Кронштадского. Несомненно, что он стал раем для измученной русской души. Как? – Вселив своими подвигами в себя Господа Христа, а с Ним весь рай и все райские чары. Известно, что каждая евангельская истина восстанавливает понемногу рай в человеческой душе; а когда они все соберутся в человеке, тогда здесь настает весь рай со всеми своими вечными совершенствами. Где еще евангельские добродетели так живы, так деятельны, так бессмертны, как во христоносцах? Поэтому они Христов рай на земле".
Цитировать
 

Добавить комментарий


© 2009-2017 eshatologia.org. Сайт Архиепископа Виктора (Пивоварова).
При перепечатке материалов активная ссылка на сайт www.eshatologia.org обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru