Рассылка


Если вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите на клавиатуре Ctrl+Enter

Календарь

Сегодня Завтра

Комментарии

Архиепископ Виктор (Пивоваров)

УРОВНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ И СВЕРХРЕАЛЬНОСТЬ

Сотворение человека

Зная о том, что человек является составным существом из духа, души и тела, мы приходим к мнению, что и вся его деятельность распадается по основным направлениям, создающимся в связи с потребностями и проявлениями каждой из сторон его естества. Древние философы приходили к мнению, что человек имеет три души: растительную, животную и ангельскую. Человек сотворен трехсоставным во образ Творца - Святой Троицы. Наблюдательный человек может легко увидеть это в жизни мира и человека.

Если обратим внимание на жизнь растительного мира, мы тут же обнаружим, что растения обладают невидимой нам «душой», полученной от Творца, - жизненной способностью, непостижимым для нас даром саморегуляции в росте и обмене веществ, сохранения вида чрез сеяние, рождаемого в них семени. Телесная жизнь человека, с неконтролируемым кровообращением, обменом веществ в пищеварении и дыханием, невольно принуждает признать, что тело имеет свою «душу», независимую от более высоких инстанций – души и духа. Самостоятельность жизни тела легко наблюдается у находящихся в коме, когда человек уже не может мыслить и осознавать действительность, а организм его живет, выполняет свои функции. Относительную независимость проявляет тело с его потребностями так же у людей, пребывающих в зависимости от таких порабощающих страстей, как алкоголь, наркомания, блуд. Но в данном случае тело стремится не только к независимости, но еще к руководящему над душой и духом состоянию, хотя по смотрению Творца его положение должно быть подчиненным у души и вместе с ней у духа. Человека, в случае подчинения его влечениям тела, следует называть не «душевным» или «духовным», а «плотским», или «телесным».

Другое положение занимает в человеке «душа животная», собственно: душа. В составе целостного человека она занимает среднее положение: руководящее по отношению к телу и подчиненное от духа. «Животной» ее называют мыслители правильно, так как она «творилась» из ничего (греческий глагол: «бара»), еще при творении рыб, птиц и пресмыкающихся в четвертый день творения. И если сказано, что «создал (греч. «асса» - создавать из чего-либо) Бог зверей земных по роду их», то это может означать только то, что животные были произведены из пресмыкающихся, с сотворенной из ничего душой в четвертый день, но души их не творились вновь, а перенимались от первых в процессе размножения, продления рода и постепенного видоизменения существ под воздействием творческой силы Святого Духа. О человеке так же сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт.2,7).

Эти слова о создании человека относятся к его телесной природе, но где говорится о человеке уже одухотворенном, то употребляется глагол «сотворил», т. е. «из ничего», так как это уже особый акт творения существа, обладающего качествами из выше стоящего мира. Свят Феофан, Вышинский Затворник говорит об этом:

«Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерка или живое тело? Оно было живое тело, было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него Дух Свой» (Г.Флоровский. Пути рус. богословия, стр. 400).

Подобное говорит и преп. Серафим Саровский, что Адам был создан Богом из живой «персти земли»: «Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его дыхание жизни, т. е. благодати Господа Бога Духа Святаго, то Адам … был бы подобен всем прочим созданиям» («Всемирный светильник преп. Серафим Саровский»).

Следовательно, шестой день творения был посвящен созданию животного мира, и в конце его - одухотворению одного индивида из самого совершенного вида этих животных. Сколько было затрачено Богом тысячелетий, или даже миллионолетий на это, мы не знаем. Но как видим из жизни мира и со слов Писания, Он творил мир постепенно от несовершенного к более совершенному   виду, т. е. давая время на созревание предшествующего вида.

Так вот, в человеке есть все, что имеется в растениях, и все, что имеют животные. К способности и деятельности души животной в человеке можно отнести рациональное мышление, все чувства, инстинкт сохранения жизни, размножения и многие еще проявления, которые мы постигнуть не можем, как магнетизм, телепатию. Не приходится сомневаться в данных археологии, что многие тысячелетия до Адамова рода человекоподобные животные могли в пещерах рисовать сцены охоты на мамонтов. Из жизни животных мне довелось наблюдать несколько явлений, удививших меня.

У меня был простой породы пес, какой явно проявлял повышенную любовь ко мне как к кормильцу. Однажды мне потребовалась небольшая кисть, чтоб покрасить рамы. Я их делал сам, но материала не находилось. Я вышел во двор, и обратил внимание на пса, в радости вращающего хвостом. «Ну что крутишь хвостом? – пошутил я, - Вот отрежу его на кисточку». И далее меня потрясло: пес извернулся, достал зубами свой хвост, выдрал клок шерсти и держит в зубах, глядя на меня. Меня это крайне озадачило: или это проделки беса, вошедшего в собаку, или действительно животные телепатически усваивают желания любимых людей.

Другой случай произошел недавно. Я освятил дом и в ожидании хозяина остановился на крыльце. Он в это время выдворял молоденькую кошку: «Иди Машка». Та пошла прочь по двору. Я опять в шутку говорю: «Машка, куда пошла? Вернись, я тебя поглажу». И кошка вдруг возвращается и ложится у моих ног. Я погладил ее. Она встала и продолжила свой путь. Это опять показывает, что животные улавливают желания людей.

Так вот, человек обладает всем, что имеют животные, но эти способности в животных не совсем развиты, а у человека под влиянием высшей инстанции – духа, эти животные способности становятся более совершенными. Однако душевным качествам есть предел возможности в земных условиях. Другие же, более совершенные способности, коренящиеся в духе человека, не имеют уже предела, продолжая совершенствоваться после перехода в инобытие до бесконечности. Однако и в земной жизни, как будет и в небесной, задача духа - совершенствоваться самому и совершенствовать душу и тело. При недостатке своих сил для этого дух должен прибегать к помощи Божией, связываясь с Ним, испрашивая вспомоществующую благодать Святого Духа. Под действием благодати дух становится совершеннее, как душа под действием духа человеческого. Об обладании же духом больших совершенств, чем душа, сказал Спаситель в разговоре с Никодимом:

«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким рожденным от Духа» (Иоан.3,6.8).

Эта третья составляющая инстанция существа человеческого, как видим, в первую очередь является свободной от окружающих обстоятельств, имеет способность связываться с Духом Божиим. Для этого человек должен «родиться свыше», по слову Спасителя, «от воды и Духа». «Если кто не родится от воды и Духа не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3,5). Это говорит о том, что из царства мира, и тем более из царства дьявола, прийти в Царство Небесное, основанное Христом Сыном Божиим на земле, иным путем невозможно. Для этого было установлено особое таинство Крещения, как акт вхождение в Царство Божие.

Таким образом, человек для того, чтоб оправдать свое призвание – чело, обращенное в вечность для вечного совершенствования, должен, не останавливаясь на уровне растительной и животной жизни, устремляться к духовному образу жизни. Он не должен ставить целью своей жизни только напитать тело и получить удовлетворение запросов животной души, т. е. не требовать только «хлеба и зрелищ», но проявлять заботу о подготовке себя для вечного совершенствования по запросам духа. Сын Божий воплотился в образ человеческий и пришел в мир именно для того, чтоб открыть путь к этому людям и научить этому пути. Он некогда сказал Пилату: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтоб свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоан.18,37). И мы видим, что в основу Своей проповеди истины Спаситель поставил учение о грядущем Царстве Небесном, для которого и сотворен человек.

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6,25.32-33).

Спаситель здесь говорит не о том, что нужно отказаться от пищи и одежды, или совсем не заботиться об этом, но чтоб эта забота не являлась целью жизни. Целью же жизни человека всегда должно быть обретение Царства Божия с возможностью вечного совершенствования в Боге. И потому основой проповеди Самого Спасителя, так же Иоанна Предтечи и Апостолов было возвещение о Царстве Небесном.

« В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3,1-2).

«После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мф.1,14-15).

Также и Апостолов Иисус Христос посылал сразу же на проповедь о Царстве Небесном:

«Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф.10,5-7).

«Приблизилось Царство Небесное». А где же оно, до этого было? – спросит кто-то. Да, оно было отдалено по причине неверности Богу наших прародителей, вошедших в противление Творцу. До этого, в раю Адам и Ева могли говорить с Богом лицом к лицу, могли видеть Его духовными и, может быть, в каком-то виде плотскими очами. После же падения они утеряли это и «начали призывать имя Господа Бога» (Быт.4,26). С этого дня началось служение Богу чрез символы: жертвоприношения и словесное обращение к Его имени. Кстати, в основе ереси имябожества лежит подмена сущности Бога Его символом -именем, как в язычестве поклонением статуе – идолу, символизирующему божество. Но какой бы ни был совершенный символ, отображающий сущность, он все же остается всего лишь символом: жертвенное животное, символизирующее Христа распятого, не может быть Христом. Поэтому Спаситель в разговоре с самарянкой приводит такие слова:

«Настает время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4,23-24)..

Поклонение в истине мы еще можем вместить, понять, что нужно иметь святую веру без заблуждений, лжи и суеверия, чтоб не подменить в служении Вездесущего, Всемогущего, Вечного Творца, каким-то демиургом, или обеспечителем земных благ, согласно с заблуждениями таких поклонников. А подменить в молитве Творца кумиром или каким-то подобием очень легко, что мы и делаем почти постоянно. Это происходит даже не по причине заблуждений, а просто в силу своей человеческой ограниченности. Ведь не можем же мы при молитвенном обращении к Богу ежесекундно представлять себе истинно Всемогущего, Вездесущего, Вечного Бога, но быстро захватываемся антропоморфным ощущением, ограничивая Беспредельного. Стремиться же надо, призывает Спаситель, к поклонению Богу в истине, т. е. в неискаженном представлении Всесовершенного Бога.

Гораздо трудней нам понять слова Господа о поклонении Богу «в духе». Это отлично понимали наши преподобные Отцы, пустынники и особенно исихасты. Устремляя дух свой в молитве к Всеблагому Вечному Богу, они в подсознании, или вернее - в сверхсознании отрывались от ощущения реальности мира с его суетной обыденностью и как бы ощущали духом Бога, таким, какой Он есть. Они погружались в сверхреальность. Но к этому совершенному образу поклонения Богу приходят не вдруг в кратчайший срок и не на хлопотном и суетном жизненном пути. Для этого человек избирает соответственно путь молитвенного служения Богу, пройдя прежде предварительно многотрудный путь всесторонних искушений и испытаний, всесторонне сохранив во всем верность Христу. Не зря сказано: для того, чтоб стать совершенным монахом, надо быть прежде совершенным мирянином. Но были и другие слова: в злохудожную душу не внидет благодать Христова, т. е. нашего желания может оказаться не достаточно при неимении врожденных надлежащих качеств. Поэтому разумно каждому взять крест свой, подсильный его дарованиям. И то надо учесть, что мы живем в таких неизбежных условиях, когда путь высшего молитвенного делания невозможен. Мирская жизнь теперь превратилась в сплошную суету, а если еще черпать информацию через телевидение, то безумия и оскотинивания уже не избежать. Не избавляет от этого и монашество, потому что при несохраненной прежде верности Богу, истине, еще и при вторжении мира с его безблагодатностью внутрь его, делает это монашество и бесполезным, и не угодным Богу. Монастырей верной Богу Церкви нет, а существующие монастыри сергианской МП не выше советского колхоза. И вот можно представить такую картину: молодой человек загорелся желанием обрести более совершенный и достохвальный путь служения церкви, принимает монашество. Вчера он был и пионером и комсомольцем, черпал знание из телевидения с его большевистской, а теперь Путинской ложью, стал посещать храм Московской патриархии или раскольничьей «церкви», потому как поблизости прихода верной Богу Российской Православной Церкви не обреталось. Покаяния в неверности Христу он принести в советской церкви не мог по незнанию, потому что не представлял, что это такое. Советские священники сами этого не знают и никогда не старались познать это. Узнать истину неоткуда, потому что лиц, знающих ее, остались единицы на всю страну. И принимая монашество, он оставался без покаяния, потому что никто ему не сказал, что участие в строительстве большевистского социализма, вхождение в его общества, является изменой Богу. В таком случае, придя на место поклонения Богу в духе и истине, он никогда не был в истине. Теперь же, может ли кланяться в духе, что происходит только под водительством благодати Святого Духа, с какой он в частности пребывает во вражде, ибо суть сын царства сатаны, лжи и насилия? Дьявол его тут же увлекает к подписке в сотрудничестве с органами госбезопасности, или в содомию, а если возомнит себя подвижником, то - в прелесть бесовскую. Поэтому можно сказать: истинного монашества и тем более подвижничества уже не существует. В советское время сохраняли верность Богу особенно ревностные и богобоязненные в подвиге юродства и тайного молитвенного делания и в сокрытии – в катакомбах. Теперь, кажется, и таких нет. О нашем и последующем времени есть сказание Старцев:

«Некогда святые отцы Египетского скита пророчески беседовали о последнем роде христиан. Что сделали мы? – говорили они. Один из них великий Авва Исхирион отвечал: «Мы исполнили заповеди Божии». Затем спросили: «Что сделают те, которые будут после нас? «Они, сказал Авва, будут иметь делание вполовину против нас». Тогда спросили его: А что сделают те, которые будут после них? Авва Исхирион ответил: «Они отнюдь не будут иметь монашеского делания, но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших».

С 1917 года начались апокалиптические времена. Это последний период истории человечества, в который предсказывались скорби и страшные искушения, что есть испытание на предмет верности Богу. В них отмечается три периода: первый период страшных гонений на веру , мученичества множества людей и отступления от верности Богу оставшихся в живых. Во второй отрезок времени предсказана свобода проповеди Евангелия и относительное благополучие. И наконец, последние дни, названные Спасителем «концом», отмечены небывалой скорбью. Спаситель Господь сказал:

«Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира, и не будет» (Мф.24,21).

Естественно в таких условиях подвижничество будет невозможным. Но целью попущения в мир зла является, в первую очередь, не приучение монашескому деланию, но испытание всех людей в верности Богу. А этот подвиг в особо тяжких условиях является наивысшим и победоносным. Но тогда спросим: А как же с поклонением Богу в духе? Признать следует единственно то, что стоящие в верности Богу, верны и Истине, ибо это совмещается: за свою верность Богу они получают помощь Святого Духа и первыми поучаются истине. Далее идет процесс очищения благодатью Святого Духа и всестороннего совершенствования на пути уподобления Богу. Поклонение в духе Творцу и Вседержителю может быть только при содействии Благодати Святого Духа. К тому же в скорби человек охотнее обращает взор к всемилостивому Богу, и именно не словесным прочтением акафистов, а сердечным воздыханием, что является ближе к поклонению в духе. Словесное чтение молитв без участия сердца относится к душевной деятельности, но не к духовной. Поэтому поклонение в духе и истине должно совершаться и на всяком месте, и во все времена, и во всех условиях. И во время царствования антихриста, в окружении лжи и зверского насилия, устремленный к Богу скорбный духовный взор может и без слов оказаться ценнее мирного пребывания в молитве. Так же и те, которые будут уведены Богом в потаенные безопасные места на три с половиной года антихристова времени, будут пребывать, безусловно, в духовных воздыханиях.

Но это все не говорит, что нужно молиться только сердечным духовным воздыханием, оставив словесную молитву умом. Ап. Павел говорит:

«Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1 Кор.14,15).

И тело, и душа должны совершенствоваться вместе с духом в этом мире, и должны прославиться или осудиться при всеобщем воскресении мертвых. Также и в будущие века верные Богу будут возрастать вечно всем составом духа, души и тела.

Другое дело обстоит с теми, которые не устояли в истине или даже не искали ее. Они остаются не защищенными от влияния духа обольщения. Не устремляя взор к всемилостивому вечному Богу, они не являются перешагнувшими уровень растительной и животной жизни. Они довольствуются хлебом для тела и зрелищами для души, хотя сотворены для вечного искания Царства Божия. И то надо сказать, что находясь на уровне растительной и животной жизни, находясь в благочестивом благополучии, они могли бы приближаться к совершенству и в какой-то момент быть «одухотворенными», приведенными к познанию Истины, если бы не существовало зла в мире и дьявола с его соблазнами. В надлежащем же положении борьбы добра и зла, их сатана легко уводит в свой лагерь, коли они не возлюбили истины ради своего спасения и не стремились искоренить врожденное самолюбие, заменив его любовью. Поэтому призываемся мы искать Царствие Божие – сверхреальность в Боге.

Невольно приходится прийти к мысли, что человек сотворен из животного, веками выращиваемого к этому, при виде того, как гомосапиенс теперь обратно превращается в животное. В поисках земных наслаждений, или хотя бы, удовлетворения запросов тела и души (животной) люди разучились окончательно мыслить глубоко и логично, не верят уже истине, а охотно складируют в душе нагромождение лжи, какой теперь расчетливо заполнены все средства массовой информации гнилым режимом. Ужас сковывает душу при виде того, что агрессор имеет за свои злодеяния 84% рейтинг в «народе богоносце», каким он некогда звался. 

+ Архиепископ Виктор (Пивоваров)


Комментарии  

 
#1 Юрий Анучин 25.09.2014 00:40
"Не приходится сомневаться в данных археологии, что многие тысячелетия до Адамова рода человекоподобные животные могли в пещерах рисовать сцены охоты на мамонтов" (Арх.Виктор).
Не от этого ли знания у евреев жидовской веры до сих пор существует уверенность, что так называемые гои, т.е. не евреи - это скот, созданный для служения им, как и собаки, кошки, коровы, быки и т.д., а человеческий облик имеют для того, чтоб еврею было не противно с ними общаться? Отсюда вытекает и отношение их к ритуальным убийствам резниками людей, в основном Христиан, которые не признаются ими за преступления и за что была введена черта оседлости.
Цитировать
 
 
#2 Евгений Шутенков 01.10.2014 18:23
Цитата:
Спаситель здесь говорит не о том, что нужно отказаться от пищи и одежды, или совсем не заботиться об этом, но чтоб эта забота не являлась целью жизни. Целью же жизни человека всегда должно быть обретение Царства Божия с возможностью вечного совершенствования в Боге.
Цитата:
Зная о том, что человек является составным существом из духа, души и тела, мы приходим к мнению, что и вся его деятельность распадается по основным направлениям, создающимся в связи с потребностями и проявлениями каждой из сторон его естества.
То есть, тело и душа не должны являться целью жизни христианина, а должны быть лишь средством или инструментом для обретения Царствия Божия. Телом кланяются Богу на молитве, тело используют как орудие для совершения праведных дел. Ум, чувство и волю души так же используют для обретения общения с Богом.
Цитировать
 
 
#3 Сергей Клепиков 03.10.2014 21:13
Здравствуйте вл. Виктор. Мне понравилась ваша книга «Начало и конец» и все ваши статьи, но есть некоторые недоумения. Растолкуйте, если можно. Вы пишите:-«И если сказано, что «создал (греч. «асса» - создавать из чего-либо) Бог зверей земных по роду их», то это может означать только то, что животные были произведены из пресмыкающихся, с сотворенной из ничего душой в четвертый день, но души их не творились вновь, а перенимались от первых в процессе размножения, продления рода и постепенного видоизменения существ под воздействием творческой силы Святого Духа.»
Мне здесь не совсем понятно следующее, если через процесс размножения, продления рода и постепенное видоизменение, пресмыкающиеся, рыбы и птицы превратились в скотов гадов и зверей то, где же останки переходный форм между ними. Уже полтора века археологи капают и ни одного переходного вида, т.е. ни одного животного в стадии трансформации из одного вида в другой.
В другом месте вы пишите: - « В пятый день была впервые сотворена жизнь, а в шестой – она была всего лишь видоизменена, подобно будущему изменению при всеобщем воскресении.»
При всеобщем воскресении мы изменимся, но мы же не станем особями другого вида , к примеру — ангелами?
В евангелии Иисус Христос мгновенно создаёт, творит, слепорожденному человеку живой орган - глаза, (а ведь глаз по своему устройству не чуть не проще, чем какая-нибудь планета.) или воссоздаёт иссохшую руку, или очищает гниющую плоть от проказы, или воскрешает смердящее разлагающееся тело Лазаря и всё это происходит тотчас. Так получается, органы мгновенно воссоздавать Бог может, а живых особей нет?
В общем, у меня пока только сплошные недоумения. У меня были мысли, к примеру, что Бог сотворил растения совершенными и мгновенно, по роду их, но затем дал им время для заселения и освоения планеты, подобным образом происходило с пресмыкающимися и животными. Но судя по вашим выводам, так тоже не получается.
Цитировать
 
 
#4 Архиеп. Виктор 04.10.2014 12:48
Уважаемый Сергей. Похвально то, что ты стараешься постигнуть глубины бытия. Но вопрос творения существ с душой все же произведен Богом в четвертый день. В шестой день животные и человек телесно новые души получили по наследству, а тела Бог силой Святого Духа видоизменял и перерождал, при том так, что найти переходную ступень невозможно. Господь наш Иисус Христос сотворил много чудес, но ни одного существа с новой душой не сотворил, хотя Сам - Творец. Бог Отец творил мир Сыном. Показательным является такое явление. Католики изобрели новый "догмат" о непрочном зачатии Пресвятой Богородицы. Обличители их стали указывать, что она имела родителей Иокима и Анну. Тогда нашлись "богословы", какие стали утверждать, что для Богородицы была сотворена особая непорочная душа. А это уже является ересью. Если Бог творит новые души, то зачем же воплощался и распинался, вместо того, чтоб всем сотворить новые непорочные души. Христос создавал и новые органы, обновлял естество тела, но ни одной души не сотворил, потому что это противоречит смотрению Божию: не только спасению через борьбу со злом и грехами, но еще и для победы в борьбе над дьяволом с тем немощным составом, какой получили при рождении. Кроме тайн строения существ, их происхождения, есть еще тайна их предназначения, в какую входит и сохранение односоставности растений, двухсоставности животных и трехсоставности человека..
Архиеп. Виктор.
Цитировать
 
 
#5 Юрий Анучин 06.10.2014 01:15
Цитирую Сергей Клепиков:
Уже полтора века археологи капают и ни одного переходного вида, т.е. ни одного животного в стадии трансформации из одного вида в другой.
...
При всеобщем воскресении мы изменимся, но мы же не станем особями другого вида , к примеру — ангелами?

Когда Христос воскрес и явился своим ученикам, то даже любимый племянник и Апостол Иоанн Богослов не узнал Его, не говоря уже про всех остальных. Т.е. в новом облике Христа Спасителя не было ни одной знакомой черты, кроме ран на руках, ногах и груди. Так же, думается мне, и при всеобщем воскресении мертвых мы изменимся и не будем похожи на прежних себя. Вот сами посудите, Бог воскрешает старца и младенца, и, вероятно, вид их при этом не будет соответствовать земному возрасту или каким недостаткам при жизни, а явиться полностью новая "плоть"... Так же и животные в миг переменились - вот и нету переходных форм.
Цитировать
 
 
#6 Сергей Клепиков 07.10.2014 16:26
Цитирую Юрий Анучин:

Когда Христос воскрес и явился своим ученикам, то даже любимый племянник и Апостол Иоанн Богослов не узнал Его, не говоря уже про всех остальных. т.е. в новом облике Христа Спасителя не было ни одной знакомой черты, кроме ран на руках, ногах и груди. Так же, думается мне, и при всеобщем воскресении мертвых мы изменимся и не будем похожи на прежних себя. ... Так же и животные в миг переменились - вот и нету переходных форм.

Да, Иисус Христос изменился, но остался при этом совершенным Богом и человеком и люди тоже останутся людьми, но преображенными, раскрывшими заложенный в них потенциал. Они не станут Ангелами, началами, престолами и т.д. и т.п. Если же при втором пришествии животные тоже подвергнутся преображению, то вряд ли карась станет носорогом, а воробей хомяком, как вы предполагаете это было прежде. Нет ни одного недоделанного существа, недоработанного, плохо сконструированного, но все созданы под конкретные задачи в природе как в живом организме и каждый является членом этого организма. Подобно как и человек состоит из разных членов, более или менее важных и нельзя сказать будто нога ещё недоразвита, но со временем она должна стать головой. Нет, у неё свои функции и она хорошо выполняет положенные ей задачи.
Арх. Виктор говорит о длительном пересоздании пресмыкающихся в зверей, при котором изменения происходили млн. лет, но как происходили эти изменения нам неизвестно. Вы же утверждаете, что это произошло мгновенно. То есть по вашей логике получается, что крокодил вылез из реки и мгновенно преобразился в антилопу; утка пролетая над рекой мгновенно преобразилась в бобра. т.е. произошла мгновенная смена рода, а также целей и задач этих существ. Хотя сказано, что они созданы по роду своему т.е. существа уже идеально заточенные под свою среду, зачем-то меняют род и вид деятельности. Или были параллельно созданные специальные рыбы и птицы под будущие изменения и почему же только они преобразились, а не все? И куда тогда девать миллионы лет пятого и шестого дня, если и пресмыкающиеся и звери созданы мгновенно, только одни путём творения из ничего, а другие созданы путём преображения. Или же в течении жизни одной особи она преображалась в другой род.
Если в пятый день Бог творит из ничего, то следовательно мгновенно появляется что-то. Так что-же появляется мгновенно? Аминокислоты или живые клетки или уже живые особи-пресмыкающиеся, рыбы, птицы. И из чего? ведь животные состоят из воды на 80%. Только что их не было и вдруг появились? Если появились живые клетки, то они организуются в живых существ, под действием Святаго Духа, пресмыкающихся рыб и птиц по роду их? Как это происходит мгновенно или млн. лет? В общем, попытки соединить мгновенные акты творения с длительными, приводят меня в ещё больший тупик.
Цитировать
 
 
#7 Иерод. Иона 07.10.2014 19:44
Уважаемый Сергей! А с чего вы взяли что человек и ангел - это разные виды? Человек является одним одухотворенным видом на земле, а далее этот вид будет совершенствоваться Богом. Воскресший Христос - пример того, какими станут люди после воскресения - они будут иметь более духовное естество, "подобное ангелам", и это существо будет отличаться от адамовского. Значит - это не новый вид, а совершенствование одного вида.
Мне не понятны ваши недоумения по поводу мгновенности и длительности актов творения. Ведь должно быть понятно, что мгновенность и длительность не исключают друг друга. Бог творил, создавал мгновенно, а затем совершенствовал, развивал, размножал, длительное время.
Что такое душа мы не знаем, поэтому нам трудно судить как "крокодил превратился в антилопу". Возможно мгновенно произошло лишь изменение в днк, в отдельных животных клетках, а затем эти новые виды вылупились из яиц и размножались уже живорождением.
Цитировать
 
 
#8 Юрий Анучин 07.10.2014 20:28
Цитирую Сергей Клепиков:
...
Арх. Виктор говорит о длительном пересоздании пресмыкающихся в зверей, при котором изменения происходили млн. лет, но как происходили эти изменения нам неизвестно. Вы же утверждаете, что это произошло мгновенно. То есть по вашей логике получается, что крокодил вылез из реки и мгновенно преобразился в антилопу; утка пролетая над рекой мгновенно преобразилась в бобра. т.е. произошла мгновенная смена рода, а также целей и задач этих существ. Хотя сказано, что они созданы по роду своему т.е. существа уже идеально заточенные под свою среду, зачем-то меняют род и вид деятельности...


Сергей, да ничего я не утверждаю, просто делаю предположение. Вот из Священного Писания:
"Ибо земные животные переменялись в водяные, а плавающие в водах выходили на землю" (Прем. 19, 18).
Т.е., если животные переменялись, а переходных форм до сих пор не обнаружено, следовательно Бог взял уже существующие формы животных и видоизменил.
«И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их» (1, 24-25).
"Наверное самое удивительное, что глагол «асса» употреблён в случае призывания к жизни теплокровных животных современного вида. Это сильное доказательство в пользу того, что животные были созданы Богом через видоизменение тех пресмыкающихся, которые были сотворены в пятый день творения. Креационистский подход, говорящий о моментальном творении, отпадает, иначе бы в тексте стоял глагол «бара», указывающий на моментальное произведение животных из того же «материала», что и ящеры. В пятый день была впервые сотворена жизнь, а в шестой – она была всего лишь видоизменена, подобно будущему изменению при всеобщем воскресении. Как это производилось, мы знать не можем. Одно ясно, что при создании животных не творилась вновь материи, но использовалась уже готовая, живая"
(Арх. Виктор www.eshatologia.org/395-taina-dney-tvoreniya.html).
По поводу временного промежутка этого видоизменения - миг это был или нет, по сути, какая разница? Это не должно быть камнем преткновения или соблазна. Придет время - всё узнаем. О человеке так же можно спорить - сколько времени понадобилось Богу вдохнуть дух и сделать человека душою живою Богом (живущей Богом), т.к. нас от животных отличает наличие духа стремящегося к Создателю, чего не было у предков человека. Это так же можно назвать видоизменением (если можно так выразиться о сотворении человека).
Как пишет Владыка Виктор: "Одни в силу своей ограниченности всё понимают буквально и считают, что Бог взял кусок земли, вдунул в него «дыхание жизни» и через что получился человек. Другие смогли несколько отойти от грубой материализации Бога, считая этот творческий акт чем-то похожим на создание животных, т.е. создаётся вначале живое тело, а потом наделяется сознанием. Однако эти истолкователи, будучи сторонниками теории моментального творения, ничем не отличаются от первых, уподабливающих Бога человеку. Третье объяснение говорит о создании телесного человека через постепенное его взращивание из поколения в поколение в образе животного, потом избрание одного индивида на роль будущего человека и, наконец, вдуновение в него дыхания жизни. Именно так позднее подготавливалось и рождение Богородицы, предназначенной для воплощения Сына Божия и ставшей Его матерью через наитие Святаго Духа" (www.eshatologia.org/395-taina-dney-tvoreniya.html).
Цитировать
 
 
#9 Сергей Клепиков 07.10.2014 21:27
Я сомневаюсь что это один вид. Единство вида предполагает единство формы и содержания.
Цитирую Иерод. Иона:
Воскресший Христос - пример того, какими станут люди после воскресения - они будут иметь более духовное естество, "подобное ангелам".

Христос воскрес в совершенном, преображённом теле по прежнему состоящем из крови и плоти, в чём он призывал убедиться своих учеников. Так и человек не потеряет своего тела при воскресении из мертвых, а ангел не облечётся в кожу и кости. Одна форма жизни не превратится в другую. От начала творения у человека и ангелов разное предназначение, иначе не было бы разделения на человека и ангела. Если же человек это не доделанный ангел, то значит Христу по человеческому естеству надо куда-то дальше совершенствоваться. Христос не воплотился в ангела, чтобы спасти падших ангелов, а зачем то стал человеком.
И он останется во веки веков Бого-человеком, а не Бого-ангелом.
А по поводу двух взглядов на творение мира скажу, что нет достаточных оснований говорить, что какая-то из точек зрения на шестоднев абсолютно верная. На протяжении истории христианства были разные взгляды на шестоднев и ни кого за это не записывали в еретики, ни тех кто буквально понимал 1 главу Бытия, ни тех кто пытался думать глубже.
Цитировать
 
 
#10 Сергей Клепиков 07.10.2014 22:12
Спасибо Юрий! понемногу стало доходить.
Цитировать
 
 
#11 Архиеп. Виктор 08.10.2014 08:15
В данном суждении допущены как минимум две существенные ошибки. Христос при воплощении стал Богочеловеком, но при вознесении Он взошел выше всех небес и является вся во всем. Ему не требуется проходить все ступени Ангельского мира и стать Богом, ведь все бессмертные существа призваны к полному богоуподоблению на бесконечном пути совершенствования. Христу же не требуется совершенствование, потому что Он совершенный Бог. Мы до конца это понять не сможем, как и образ воплощения Сына Божия или сосуществования в Троице три Лица. Также нам не понятны слова о том, что Христос сел одесную Отца...
Совершенствование же видов предполагается ступенчатый, хотя бы по слову "новое небо и новая земля". Это дает возможность существования вечно надежде, или на "спасение" - возможность к совершенствованию, или к "жизни будущего века", т.е. моменту переведению на следующую ступень - новый день творения. И так бесконечно. Каким образом изменяются существа при переводе на следующую ступень знает Бог один. Но изменения происходят кардинальные, равносильные новому творению.
И еще: Бог творил мир не шесть суток, как понимают креационисты, и даже не шесть периодов, заостряя внимание только на земном и материальном мире, а вечно. Слова Сидящего на престоле по Апокалипсису: "Се, творю все новое", говорят об очень многом. Каверзный вопрос противников веры: "что Бог делал до момента сотворения мира?" отпадают, потому что в бесконечной Вселенной на бесконечном пути совершенствования тварей начало найти не возможно, как момент рождения от Отца Сына, каким Отец творил мир.
И еще: в духовном мире тварей нет перехода из одного вида в другой, но есть стирание разницы видов. То мир качеств, а не зрительных и видовых различий. Мы на пути совершенствования в уподоблении Богу теряем видовые различия, ибо в основу совершенствования будет положено не похожесть лягушки на вола, а обретения любви и милосердия , познание истины и очищение в святости.
Архиеп. Виктор.
Цитировать
 
 
#12 Сергей Клепиков 08.10.2014 15:41
Спасибо Владыка Виктор за доходчивые разъяснения.
Цитировать
 
 
#13 Сергей Клепиков 03.11.2014 20:29
Цитирую Архиеп. Виктор:
Христос при воплощении стал Богочеловеком, но при вознесении Он взошел выше всех небес и является вся во всем.

У меня снова возникла пара вопросов.
Из ваших слов можно подумать, что до вознесения Иисус Христос был Богочеловеком, а по вознесении изменился и стал другим, по вашему стал вся во всём. Надеюсь это не значит, что после вознесения он перестал быть Богочеловеком, соединившим в себе две природы, согласно догмату: не слитно, неизменно, неразлучно, нераздельно. Вы говорите, что Христос взойдя выше всех небес является вся во всём, но апостол Павел сказал, что Бог станет вся во всём только тогда, когда всё покорит Сыну, а Сын покорится Отцу и тогда Бог будет все во всем.
1-е Коринф. 15:28
«Когда же всё покорит ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог все во всём.»
Цитировать
 
 
#14 Архиеп. Виктор 04.11.2014 21:22
Отвечаю Сергею Клепикову.
Замечание отчасти правильное. Но причиной непонятности текста является краткость моего изложения. Христос, будучи Богом, не изменяется. Однако до воплощения мы не называем Его Иисусом Христом, Богочеловеком, а Сыном Божиим, Словом Отчим. После же воплощения Он будет вечно Богочеловеком, и так же в момент, когда Бог будет вся во всем. Момент этот нам не открыт. После воскресения Спаситель говорит: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Мф.28,15). После же вознесения на небо Он "воссел одесную Бога" (Мр.16,19). Думаю в момент всеобщего воскресения, когда явится новое небо и новая земля, смерть будет окончательно побеждена, тогда будет Бог все во всем. Человек видоизменится. Это будет восьмой день творения. Христу же Спасителю меняться не приходится - Он изменился в момент Своего воскресения и вознесения.
Цитировать
 
 
#15 Юрий Анучин 05.11.2014 13:54
Цитирую Сергей Клепиков:

Из ваших слов можно подумать, что до вознесения Иисус Христос был Богочеловеком, а по вознесении изменился и стал другим, по вашему стал вся во всём...

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит нам: «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Святой Дух истолковал его через св. отцов. И бывает слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его волею в смерть, мечом обоюдоострым, которым они заколают сами себя в вечную погибель».
И по слову Св. Григория (Паламы): "не позволительно высказывать что-либо о Боге от самих себя, но следует обратиться к тем (мужам), которые глаголят в Духе о духовном, даже если противники требуют (от нас) слова" (Сто пятьдесят глав, гл. 80).
Сергей, вспомните Евангелие, когда Христос говорил к народу притчами, а истолковывал только своим ученикам - Апостолам и Посланникам. А ведь народ тот шел за Христом, т.е. это были "первые" Христиане (если можно так выразится) в отличие от не верующих в Него и Ему. Но и им не дано было знать тайны Царствия Божия, а только Апостолам. И посмотрите, как премудро всё устроено: человек с развращенным (грехом) умом может навыдумывать и истолковать Священное Писание по своей прихоти, что и наблюдаем вокруг... Но Святые Отцы истолковывают нам Духом Святым Писание и научают всему.
Если разобраться, то Богу ничего не стоит Самому каждому человеку открыться и научить всякой Истине, как Апостолу Павлу например, но Он судил иначе и послал на проповедь Своих учеников - Апостолов, которым вручил ключи от Царствия Божия... И ныне Епископы и Священники Церкви Христовой разъясняют и разрешают недоуменные вопросы. Я и сам сильно возмущался духом по поводу разных вопросов, и тем более закинутых разными еретиками и отступниками, которые их самих поймали и уловили, а дьявол старается и других ими уловить и ввести в погибель из зависти. Многое, мало-помалу, стало разъясняться и складываться, после присоединения к Церкви Христовой, последовательного (чего мне не хватает) изучения материалов этого сайта и творений Святых Отцев. Благо, что есть сейчас интернет, и можно много литературы найти.
Сейчас, например, столкнулся с тем, что Священное Писание, выложенное в сети, извращено жидовствующими, хоть и стоит благословение дореволюционного синода (т.н. синодальный перевод). Приобрел Библию 1890 г. и с Ней сличаю.
Богу нашему Слава!
Цитировать
 
 
#16 Сергей Клепиков 05.11.2014 21:46
я как человек слабо интеллектуальный, во многом сомневаюсь, многое не понимаю и потому часто спрашиваю и переспрашиваю, от того бываю дерзок, нагл и глуп, за что прошу прощения. Благо, Владыко Виктор всегда с пониманием ответит на любой вопрос. За что и вам Юрий спасибо.
Цитировать
 
 
#17 Евгений Шутенков 20.10.2015 22:18
Цитата:
«Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерка или живое тело? Оно было живое тело, было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него Дух Свой» (Г.Флоровский. Пути рус. богословия, стр. 400). Подобное говорит и преп. Серафим Саровский, что Адам был создан Богом из живой «персти земли»: «Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его дыхание жизни, т. е. благодати Господа Бога Духа Святаго, то Адам … был бы подобен всем прочим созданиям» («Всемирный светильник преп. Серафим Саровский»).
И созда Бог человека, персть (взем) от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу (Быт. 2,7).

В греческом школьном учебнике Василиоса Иоаннидиса "Толкование избранных отрывков из Ветхого и Нового Заветов" для 3 класса гимназий на странице 162 так разъясняются эти слова:
"персть от земли" - почва (или глина) от земли. Фразой этой сообщается символически то, что человек совершается от материи, от тела. Тело это, как и у других животных, питается и поддерживается пищей от земли, ради этого называется материальное, земное тело. Но, в тело это Бог вложил жизнь. Событие это изображается человекообразно (применительно к человеческим понятиям) фразой "и вдуну в лице его дыхание жизни", то есть в земное и материальное тело вложил душу, которая есть дух, духовное начало, отличное от тела.
(ΒΑΣ. ΙΩΑΝΝΙΔΟΥ. ΕΡΜΗΝΕΙΑ ΕΚΛΕΚΤΩΝ ΠΕΡΙΚΟΠΩΝ ΕΚ ΤΗΣ ΠΑΛΑΙΑΣ και ΚΑΙΝΗΣ ΔΙΑΘΗΚΗΣ, ΟΕΔΒ, ΑΘΗΝΑΙ, 1974).
Цитировать
 

Добавить комментарий


© 2009-2017 eshatologia.org. Сайт Архиепископа Виктора (Пивоварова).
При перепечатке материалов активная ссылка на сайт www.eshatologia.org обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru